С 2001 года у Лесного есть своя асфальтовая установка. Год её производства – 1994-й. И с каждым годом новее она не становится. Многие её элементы подверглись износу или технически устарели. Особенно битумные ёмкости. В конце сезона дорожных ремонтных работ этого года планировалось остановить завод и приступить к его техническому перевооружению. Успеть до первых заморозков. Но планы были нарушены.
Благоустройство прилегающей территории новой спортивной школы с искусственным льдом поставило коммунальщиков перед дилеммой. С одной стороны – необходимо помочь провести работы по асфальтированию стоянки и тротуаров строящегося здания до наступления зимнего периода. С другой – модернизация асфальтного завода, которому предвиделось обновиться почти на 70%. Выбор пал на первый вариант, чтобы долгожданный спортивный объект всё-таки был сдан в отмеченные сроки.
В итоге вместо 15 сентября завод был отключён лишь 8 ноября. И монтаж нового битумного хозяйства стал под вопросом – когда начинать?
– Ёмкости уже привезены и ждут установки, но не готовы площадки под них, – говорит главный инженер Управления городского хозяйства Александр Шлёмов. – А не готовы они потому, что демонтировать старые бочки не можем, ведь в них находится порядка 60 тонн битума. Сейчас будем ждать весны, а там два пути: или переносить работы по модернизации на осень следующего года, или весной выработать оставшийся битум и «встать» на лето. И то, и то – непросто.
То есть сезон по ремонту дорожного полотна в следующем году проходит либо на старом оборудовании, либо без участия асфальтного завода.
– По всем нормам и времени, битумным ёмкостям технологического нагрева, которые сейчас используются на асфальтной установке, причинён полный физический износ, – говорит главный инженер МКУ «УГХ». – Система подогрева битума тоже устарела – на каждой из ёмкостей стоит по специальной горелке. Планировалось, что после технического перевооружения для подогрева битума будет применяться одна горелка вместо трёх, что существенно сэкономило бы расходы на газ. Старые ёмкости находятся в критическом состоянии и «греют воздух», а не битум. Чтобы устранить теплопотери и были приобретены новые ёмкости.
Три года назад на асфальтной установке была заменена горелка, которая работает в автоматическом режиме. За счёт этого был исключён перегрев асфальтобетонной смеси и тем самым снижено количество производственного брака.
Чтобы начать очередное переоборудование, необходимо менять и работу горелок, то есть менять газопотребление. А на это потребуется согласование с поставщиками ресурса. Кроме того, газовая сеть входит в состав опасного производственного объекта, поэтому потребуется создание проекта и его экспертиза в Ростехнадзоре. В общем, дел не на «пять минут».
– В наших планах – сразу с нового года заказать проект на переоборудование. Это может занять месяц, плюс согласование. То есть где-то к марту проект будет готов, – говорит Александр Шлёмов. – В апреле завод всё равно будет запущен, ведь необходимо выработать битум в старых бочках, например, на ямочный ремонт. Сейчас просто так «опорожнить» старые бочки, увы, нельзя. И даже «по-варварски» срезать и сдать в металлолом их не получится. Для монтажа новых ёмкостей требуется произвести раскопки площадки, её дальнейшая засыпка, установка плит. Это всё можно было сделать в зимний период, но сейчас мешают старые бочки. На монтаж новых потребуется привлечение подрядчика, а это электронные закупки, конкурс.
Вопрос о начале модернизации битумного хозяйства асфальтобетонной установки пока открыт. Нужно учитывать все моменты, в том числе и проведение пуско-наладочных работ новых ёмкостей.
В дальнейшем на асфальтной установке техническое перевооружение потребуется системе весового контроля и подачи сыпучих материалов в смешивающий бункер. Необходимо переоборудовать «сыпучие» ёмкости, добавив к ним дозиметрические датчики, чтобы исключить человеческий фактор и значительно улучшить качество произведённого асфальта.