11 июля в Лесном отключили горячую воду. ПАО «Т Плюс» вернул её горожанам 27 июля, днём позже намеченного срока. Не всем и не сразу, не очень горячую и не совсем прозрачную. Традиционно все шишки должен был получить «Технодом», но что-то пошло не так…
В канун долгожданного «подключения» «Технодом» на своих интернет-ресурсах распространил видеозапись с рабочего совещания представителей управляющей компании и «Т Плюс». Оно состоялось 21 июля в офисе теплоснабжающей организации.
– 23, 24, 25 числа у нас тепловые испытания, после этого термообработка, а к 26-му числу мы постараемся выдать горячую воду, – рассказывал Михаил Тиунцов, технический директор – главный инженер ПП ПАО «Т Плюс» Нижнетуринских тепловых сетей.
– После проведения лабораторных исследований на легионеллу? – уточнял у него Иван Кошиль, главный инженер МУП «Технодом».
– Да, – отвечал Михаил Тиунцов.
– Есть надежда, что мы получим воду 26 июля? – переспросил инженер Иван Кошиль.
– Конечно! Мы в воскресенье начнём, даже на тепловые испытания уже температуру поднимем до 74-80 градусов, – уверенно пояснял Михаил Тиунцов. – Потом берём анализ на легионеллу и, если она отсутствует, подаём воду!
День Т+
Однако 26 числа горожане воды не получили и начали задавать вопросы в Интернете, но не «Т Плюс», а своей управляющей компании:
– Что с водой?
– Где горячая вода?
– Вы же обещали?!
Несмотря на то, что «Технодом» ничего не обещал, да и не мог. Профилактические работы на Нижнетуринской ГРЭС ведёт не «Технодом». И городские сети чинит, обслуживает и поставляет горячую воду – тоже не «Технодом». Это работа «Т Плюс». Управляющая организация отвечает за то, чтобы открыть задвижку на тепловом узле дома после того, как поставщик подтвердит, что его вода безопасна для людей.
Однако 26 июля от «Т Плюс» не было получено санитарного заключения об отсутствии вредоносной бактерии легионеллы в горячей воде. Открыть задвижки в узле «по многочисленным просьбам широкой общественности» «Технодом» не имел права.
Необходимое заключение было получено лишь в 13.00 27 июля. О причинах его задержки поставщик воды ничего не сообщал. Как удалось выяснить, эксперты лаборатории Нижнетагильской СЭС приступили к исследованию воды во второй половине дня 26 июля, сразу после получения образцов.
Как заработать на грязной и якобы горячей воде?
Всё просто. Для гидравлических испытаний используется горячая вода, она отшелушивает грязь, ржавчину и окалину с внутренней поверхности труб. После этого её необходимо сбросить, системы промыть чистой водой и снова сбросить. Это убыток. Но если воду не сбрасывать… Она останется в трубе и её можно «загнать» потребителю по цене ГВС. Это прибыль. Это бизнес.
Богатство красок
27 июля «Технодом» приступил к подключению домов к горячему водоснабжению. Эта работа велась с обеда и до позднего вечера. Она сопровождалась бурными репликами и фотографиями в Интернете. Не везде, но в некоторых районах города вода была или холодной, или грязной. Многочисленные фото, выложенные в сеть, казалось, должны свидетельствовать об этом, но представители «Т Плюс» считают иначе.
– Знаете, а у меня возникло ощущение, что где-то я эти записи уже видел, года два назад, – поделился наблюдениями Анатолий Рябов, начальник участка ПП ПАО «Т Плюс». – Не всегда понятно, где и кем они сделаны, прошу всех не воспринимать их всерьёз. Может, у этих пользователей, а часто они анонимы, какие-то свои цели. Это же Интернет.
28 июля «Технодом» закончил подключение жилого фонда к тепловой сети. Но вода даже «тёпленькая и грязная» появилась не во всех домах.
– В результате запуска были обнаружены участки тепловой сети, не заполненные горячей водой, – теплоноситель отсутствовал, у людей сухие краны, – рассказал Иван Кошиль. – Были направлены телефонограммы в адрес «Т Плюс». Ответа на них не было.
Этот факт частично признаёт и Михаил Тиунцов:
– Произошли порывы, поэтому на отдельных участках теплотрассы снабжение осуществлялось по одному из двух трубопроводов, по обратному либо подающему. Поэтому люди могли получать воду недостаточной температуры. Но она была горячей, просто её нужно было пропустить!
Действительно, сразу в нескольких районах города ремонтники «Т Плюс» приступили к устранению порывов.
Легионелла – род патогенных бактерий, вызывающий «болезнь легионеров». Заболевание протекает, как правило, с выраженной лихорадкой, общей интоксикацией, поражением лёгких, центральной нервной системы, органов пищеварения, возможно развитие синдрома полиорганной недостаточности.
Нюансы
30 июля «Технодом» направил поставщику ГВС письменное обращение с требованием разъяснить ситуацию с отсутствием горячего водоснабжения по ряду адресов и ненадлежащим её качеством, которое было зафиксировано сразу в нескольких районах. Также было предложено провести совместное обследование указанных адресов на предмет качества ГВС. Официального ответа пока нет, но есть разъяснения, полученные «Вестником» в беседе с представителем теплоснабжающей организации.
– Тут есть нюансы. Возможно, трубы были грязные внутри, – пояснил Михаил Тиунцов. – Да, у нас есть отдельные застойные зоны, но мы их дренировали, была выполнена промывка всех заменённых участков. Управляющая компания могла не очень удачно промыть внутридомовые системы или промыть их не полностью по всему городу.
Но к понедельнику, заверил технический директор «Т Плюс», ситуация нормализовалась! Он сообщил, что получил справку от МУП «Технодом», согласно которой по состоянию на 2 августа нет «ни одной жалобы на качество ГВС». Более того, Михаил Тиунцов посетовал, что хотел связаться с Управляющей организацией, поручил своим сотрудникам установить контакт с ней и проверить качество воды в тепловых узлах. Но «не смогли связаться с представителями УК. Поэтому и не попали туда. На телефон они не отвечали».
Главный инженер МУП «Технодом» сохранил молчание, когда во время общения с корреспондентом «Вестника» услышал последнюю фразу коллеги. Вместо этого он выложил на стол смартфон и открыл список контактов в своей телефонной книге, указав на один из них: «Михаил Васильевич Тиунцов».
– А что касается справки… Знаете, а ведь мы не отправляли им никакой справки в понедельник, но статистикой Аварийно-диспетчерской службы о числе обращений с жалобами на качество «горячей воды» я с вами поделюсь… – сдержанно заметил Иван Кошиль и закурил, сообщив, что интервью окончено.
Сейчас самым важным для МУП «Технодом» остаётся решить вопрос о возможности перерасчёта за поставку некачественного теплоносителя. Но решать он его будет не с «Т Плюс». В большом федеральном энергетическом холдинге производитель и продавец – формально разные юридические организации. Продавец – АО «ЭнергосбыТ Плюс» – они не занимаются трубами, они занимаются деньгами.
Уважаемые УК и энергоснабжающая организации! Зачем нам ваша перепалка? Ни один, ни другой работать на совесть не хотят, а страдают потребители. Кто жителям предоставляет услугу ГВС? С того и спрос. А если не хочет предоставлять услугу надлежащего качества, значит нечего ему делать на рынке данных услуг. Жителей кто то защитит?