«Работай, с кем хочешь, спрашивай, кого хочешь, но отвечать за выполнение задания будешь сам».
Идея Дальтон-педагогики.
Стажировка педагогов системы образования городов «Росатома» из Северска, Заречного (Пензенская область), Новоуральска, Снежинска и Лесного, которую провела зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы, победитель конкурса проекта «Школа Росатома» Ирина ЗЫРЯНОВА, прошла в 64 школе с 20 по 22 апреля.
В программе приняли участие 12 педагогов. Три дня учителя работали в режиме интерактивного общения: анализу подвергались эффективность и проблемы организации деятельности учеников и педагогов школы 64 по проектированию, реализации и рефлексии инновационного проекта «Открой себя для будущего» (построенного в технологии Дальтон-план) в качестве региональной базовой площадки Свердловской области.
«Пересечение смыслов» ЛИРическое название программы стажировки (ЛИРиКА — Личностно-Индивидуальное Развитие Каждого — прим. автора). В рамках профессионального общения педагоги изучали практический опыт использования Дальтон-технологии в соответствии с требованиями ФГОС. Решать профессиональные задачи помогали групповые и индивидуальные пробы, создание модели будущего мира, где жители общаются между собой при помощи произведений искусства, угадывание замысла авторов картин, скульптур, разработка критериев оценки и создание уровневых дальтон-заданий.
Продуктивными для профессионального продвижения стали занятия в лабораториях «STEM. Образовательная робототехника: интерфейс вещей», «Проектируем будущее вместе», «Социальное событие в сети», «Литературные дудлы».
«Очень понравились практические задания: они вызывали смешанные чувства — сначала затруднения, затем — ответственность за свой выбор, а дальше — полёт фантазии. Покорило образовательное событие „Построй свой мир через творчество“. Задание одно, а результаты у всех получились разные. Что интересно, первые результаты оказались лишь промежуточным звеном, мыследеятельность уносила нас дальше, к новым смыслам и, соответственно, к новым следствиям…».
С.САЛОПОВА, г. Северск.
Все виды деятельности на программе И.Зыряновой стали качественным шагом для каждого в освоении новой технологии и личностного продвижения педагогов.
В течение трёх дней стажировки педагоги-стажёры осваивали формат открытого образовательного пространства вместе с театром-студией «Арлекин». В Детской хореографической
школе на мастер-классе по историко-бытовому танцу «Средь шумного бала» разучили полонез, вальс герцога Кентского, французскую кадриль, котильон и даже бальные игры. Не оставил никого равнодушным мастер-класс «Пескография» и оценочное событие с психологом ЦДК Ириной МАЛЫШЕВОЙ.
«Всё шло от сложного к простому. Необычным было учебное занятие в 7 классе, игра-расследование «Знакомый незнакомец», составление статьи в газету «Вестник» с презентацией книги для совместного чтения взрослых и детей. Задания выполняла с удовольствием, с каждым днём все больше осознавая и вникая в их смысл. Большой позитив, драйв в стажировку внесли посещения мастер-класса «Средь шумного бала» и спектакля театра-студии «Арлекин».
Е.ВАВИЛОВА, г. Заречный Пензенской области.
Безусловно, самым главным во время стажировки стало профессиональное общение. Педагоги понимали, чтобы иметь будущее, надо быть готовым сделать что-то новое сегодня. И это у них получилось.
«Стажёры из городов «Росатома» представляли нам свои проекты. Для их оценивания наш класс разработал критерии, которыми мы пользовались при оценке: соответствие события нашим запросам; вызывает ли проект интерес, насколько разнообразны виды деятельности в нём, есть ли свобода выбора, возможность проявления инициативы. Нам больше всего понравилась идея проекта «Заседание кабинета министров». Во-первых, ребёнок, участвующий в проекте, может попробовать себя в разных ролях. Во-вторых, у него формируется представление о реалиях жизни. В-третьих, ребёнок может сделать окончательный выбор своей профессии. Хочется верить, что проекты, представленные стажёрами, будут реализованы в школах и скоро дети всей страны примут в них участие».
Ученики школы 64.
Технология Дальтон-план — это уникальная возможность вернуть ребёнка в позитивный, развивающий образовательный мир, создать условия для личностного роста всех и каждого.
Выражаю слова признательности и благодарности за помощь в организации и проведении стажировочной площадки начальнику Управления образования О.ПИЩАЕВОЙ, муниципальному координатору проекта «Школа Росатома» И.ИВАНОВУ, директору Информационно-методического центра И.ЛЕВИНОЙ, методисту центра О.САГАЕВОЙ, директору ДХШ С.ВАХРАМЕЕВОЙ, директору ЦДТ И.ВЛАСОВОЙ, главному редактору газеты «Вестник» А.СТРЮКОВОЙ, психологу ЦДК И.МАЛЫШЕВОЙ, директору лицея Е.ЛЕПИХИНОЙ, учителю русского языка и литературы лицея С.МАКСИМОВОЙ. Особые слова благодарности за поддержку, деятельное участие, человеческое тепло директору 64 школы Т.ПОТАПОВОЙ, коллегам Н.ПОТАПЁНОК, И.ЛУЩАЕВОЙ, Е.ВОЛКОВОЙ, С.ВАЛЕЕВОЙ, Е.СУББОТИНОЙ, С.КАЗАКОВОЙ и председателю общешкольного родительского комитета А.ЧУСОВИТИНОЙ.
Ирина ЗЫРЯНОВА,
учитель русского языка и литературы, победитель конкурса проекта «Школа Росатома».