Только заслышав звук открывающейся входной двери, малыш вылетает в прихожую с одним вопросом: «Что ты мне купила?» Этот вопрос слышит каждый родитель практически каждый день. Обращение может меняться в зависимости от того, кто появляется в данный момент – мама, папа, дедушка, бабушка или старший брат. Но суть вопроса остаётся неизменной.
Ребёнок разочарован и обижен, если не находит в сумке с покупками новой игрушки или очередной сладости. В чём же дело: ребёнок избалован или плохо воспитан? Попробуем разобраться.
1 версия: даришь – значит, любишь!
Шоколадка, очередной плюшевый заяц, уже через пару минут заброшенный в дальний угол и забытый, становятся для ребёнка своеобразной компенсацией недостаточного родительского внимания. И в этом есть логика: действительно, подарок является доказательством того, что близкий человек о тебе думал, даже когда не был с тобой рядом. Ребёнок неосознанно чувствует: несмотря на все важные дела, родители не забыли обо мне, значит, я им нужен. Довольно часто такую систему компенсации поддерживают сами родители, считая своим долгом ежедневно возвращаться домой не с пустыми руками. Постепенно маленькому человечку начинает казаться, что чем больше ему дарят, тем больше любят.
2 версия: ты – мне, я – тебе!
Родители должны принимать и любить ребёнка таким, какой он есть, без всяких условий. Но иногда возникает ситуация, в которой подарки могут использоваться родителями в качестве «кнута и пряника». В этом случае из уст взрослых звучит приблизительно следующее: «Если будешь себя хорошо вести, слушаться бабушку, сидеть тихо, я куплю тебе конфету или игрушку. А если не будешь – не куплю». Родители манипулируют ребёнком: любят его, дарят подарки при условии правильного поведения. Ребёнок же понимает, что абсолютно всё, даже хорошие поступки, может быть предметом торговли. Если он заслужил подарок, то ждёт его как должное, а иногда даже и требует. И через некоторое время уже родители могут услышать от любимого чада: «Если я помою посуду, ты купишь мне новую игру?»
3 версия: хороших вещей много не бывает.
С самого раннего возраста у любого человека формируется индивидуальная система ценностей. Её можно представить в виде лестницы: чем на более высокой ступеньке находится та или иная ценность, тем более она значима для человека. Для маленького ребёнка это прежде всего семья. Если разговоры в семейном кругу в основном касаются заработной платы, основные радости связаны с покупкой новых вещей, а больше всего малыша ругают за потерю игрушки или разбитую чашку, у ребёнка появляется потребительская мораль. Он с колыбели ориентирован родителями на получение выгоды. И требует подарков не потому, что плохо воспитан, а потому что так принято в его семье.
Безусловно, подарки и сюрпризы – это хорошо, и они нужны, они доставляют детям радость, да и дарящим приятно. Но не стоит превращать каждый приход родителей или гостей в «раздачу слонов». Ведь главное, что пришла мама, а не то, что она принесла вкусную конфету. В 3-4 года детям уже можно объяснить, что выпрашивать или интересоваться относительно презентов – невоспитанно, а уж тем более невежливо выражать своё недовольство, если подарок не совпал со вкусовыми предпочтениями малыша.
Подготовлено по материалам сети Интернет