В три с половиной раза, по сравнению с прошлым годом, увеличилось количество обращений граждан в Консультационный пункт по защите прав потребителей по вопросам продажи продовольственных товаров. Люди жалуются на качество продукции, истекшие сроки реализации, несоблюдение правил реализации, плохое качество обслуживания покупателей. Но чаще всего обращения касаются несоответствия цен на ценниках и в чеках в крупных сетевых магазинах.
Что же можно и нужно предпринять в этом случае? При выявлении несоответствия цен на ценниках и в чеках рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1.
Зафиксируйте информацию о цене, размещённую на ценнике, то есть сфотографируйте ценник, в присутствии свидетелей пригласите представителя продавца к месту размещения ценника товара, чтобы зафиксировать разницу в ценах между чеком и ценником.
Фиксация информации о цене, размещённой на ценнике товара, потребуется для использования в качестве доказательства в случае возникновения спора с продавцом.
Примечание. В случае возникновения спора в подтверждение условий договора розничной купли-продажи вы вправе ссылаться на свидетельские показания — ст. 493 ГК РФ.
Шаг 2.
Предъявите претензию продавцу. Сразу после покупки пусть кассир пригласит уполномоченного представителя продавца, устно предъявите ему претензию. В случае отказа в удовлетворении устной претензии предъявите продавцу письменную претензию. Вы вправе:
- требовать возврат разницы в цене товара между чеком и ценником (ст. 1102 ГК РФ);
- в разумный срок отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков в связи с непредоставлением возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (п. 1 ст. 12 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).
Примечание. При определении разумного срока необходимо принимать во внимание срок годности товара, сезонность его использования, потребительские свойства и т.п. (п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17).
Шаг 3.
При отказе продавца в удовлетворении претензии обратитесь в суд и (или) в уполномоченные органы для привлечения организации к административной ответственности. Вы вправе обратиться в суд со следующими исковыми требованиями к продавцу:
- о взыскании неосновательного обогащения в виде разницы в цене товара между чеком и ценником (п. 1. ст. 1102 ГК РФ);
- о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы (п. 1 ст. 12 Закона от 07.02.1992 № 2300-1).
Для привлечения организации к административной ответственности вы вправе обратиться с заявлением:
- в органы полиции по факту обмана потребителей (ст. 14.7, п. 1. ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ);
- в органы Роспотребнадзора по факту нарушения продавцом Правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15, ч. 1 ст. 23.49 КоАП РФ).
За консультациями и оказанием правовой помощи при нарушении потребительских прав граждане могут обращаться в отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей, расположенный по адресу: Нижняя Тура, ул. Декабристов, 17, телефон 8(34342) 2-75-04. Приём ведёт начальник отдела экспертиз защиты прав потребителей, юрисконсульт Центра гигиены и эпидемиологии Наталья Ивановна ПЕТКЕВИЧ.