Бензин — как много в этом слове.

бензинЦена растёт, а кто в ответе?

Сегодня бензин — один из самых потребляемых человеком продуктов. Цена за литр топлива — в Лесном тема горячая и, безусловно, волнующая многих владельцев «железного коня». Ведь каждый раз, когда в горловину бака автомобиля мы вставляем заправочный пистолет, вопрос о стоимости бензина встаёт особо остро.

С начала 2013 года топливо подорожало фактически на всей территории России. Увеличение стоимости довольно весомое, поэтому и возмущение автовладельцев понятно. Но и пересесть на общественный транспорт автолюбители не готовы.идаже в годы кризиса падения спроса на бензин совсем не наблюдалось. Найти причины роста цен нелегко, но всё же попробуем разобраться, чем обусловлено увеличение стоимости топлива в стране, которая не снижает объёмы добычи нефти и £ газа. А также выясним, какова динамика цен на бензин в Лесном.

По теории аналитиков…

Прежде всего, следует сказать, что конечная стоимость бензина определяется несколькими критериями. Во-первых, это себестоимость, во-вторых — наценка производителя. Помимо этого, в стоимость включаются налоги и акцизы, а также оптовые и розничные накрутки. Причём величина накруток и наценка производителя не превышает 10% (на каждом новом этапе).

А если говорить о причинах роста, то одной из очевидных причин является увеличение акцизов на моторное топливо (в плане их повышение — до 17%), которое в этом году происходило два раза -1 января и 1 июля. Эти деньги выплачиваются нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) в бюджет страны.

Ещё одной явной причиной являются налоговые сборы и транспортные расходы, которые сегодня составляют около 70% от цены литра бензина. Кроме того, ежегодная инфляция также ложится на плечи обычного потребителя в виде увеличения стоимости за единицу топлива.

Способствуют росту цены за литр бензина и недостаточное количество современных НПЗ, построенных ещё в советское время, а также большие расходы на их модернизацию.

Неравномерность распределения таких предприятий по территории России приводит к росту транспортных издержек при перевозке бензина и, как следствие, к повышению стоимости на него.

Влияет на уровень цен и баланс спроса и предложения, и показатели эффективности поставок. При избыточном спросе и ограниченном предложении цены будут расти — это основной закон рыночной экономики, такой же незыблемый, как и закон всемирного тяготения. А если растёт предложение и одновременно с ним растут цены, то опережающими предложение темпами должен расти спрос. Однако может возникнуть вопрос: так ли это? Именно так, и подтверждения тому следующие. Во-первых, это сезонный фактор — как правило, в тёплое время года потребление нефтепродуктов, а соответственно и спрос на них существенно возрастают. Связано это с активизацией сельскохозяйственных работ, а также с ростом интенсивности автомобильного движения, особенно летом в период отпусков. А во-вторых, это существенное увеличение цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках.

Кроме того, чем больше продукт ориентирован на экспорт, тем большее влияние на цену оказывает данный фактор. Это касается, в основном, дизельного топлива, так как экспорт товарных автобензинов относительно мал — от

роста стоимости рынок в настоящий момент защищает высокая экспортная пошлина на бензин, которая составляет 90% от пошлины (а нефть. Она делает невыгодным экспорт бензина (а прибыль от экспорта была бы выше, чем от торговли внутри страны), поэтому он остаётся на внутреннем рынке. Ещё один фактор, работающий на повышение цен для конечного потребителя, — сама структура вертикально интегрированных нефтяных компаний. Такие компании стремятся избегать продажи бензина независимым розничным продавцам, ссылаясь на то, что их мощностей хватает только на собственные АЗС. В связи с этим в январе 2013 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила разделить все торговые подразделения вертикально интегрированных нефтяных компаний на розничные и оптовые. Сейчас в стране работают 21,2 тысячи АЗС, из них около 7 тысяч принадлежат холдингам нефтяных компаний, а остальные 14 тысяч — независимым трейдерам. В ФАС считают, что предложенные меры должны спасти владельцев независимых АЗС, сохранить конкуренцию, а значит, и сдержать цены.

Помимо этого, причиной увеличения стоимости за литр топлива можно назвать либерализацию российского рынка после вступления нашей страны в ВТО, которая также подталкивает цены на бензин вверх. Но здесь данные противоречивы: по одним — цена на бензин в России превышает стоимость топлива на американском и европейском рынках примерно на 4%. По другим — цена бензина в России в 2012-м стала ниже, чем у стран-соседей по СНГ, не говоря уже про европейские страны.

Причиной же ещё большего увеличения стоимости может стать окончательный запрет в этом году низкокачественных бензинов стандарта «Евро-2». В целом же планируется, что 2013 год принесёт увеличение цен на топливо в среднем на 12%.

Подведём итоги

В свете сказанного конкретных виновных в проблеме роста цен на автомобильное топливо найти вряд ли удастся. Мы лишь рассмотрели вполне объективные причины, и объяснить их чьим-то злым умыслом также вряд ли получится. Нефтяные компании у всех на виду — трудно не заметить изменения цен на нефтепродукты, когда ежедневно проезжаешь мимо автозаправок. Однако отсутствие виноватых в росте цен совсем не означает, что этот процесс необратимый и неуправляемый. Управлять им не только можно, но и нужно, и роль эту в первую очередь должно взять на себя государство.

А что на практике?..

Безусловно, интересно проследить динамику роста цен на топливо на заправках Лесного. В качестве примера — АЗС ОАО «АТП». Литр 76-го в январе 2013 года стоил 25,80 руб., 92-й можно было приобрести за 27,90 руб., 95-й -за 30,50 руб. Цена на дизельное топливо составляла 32,70 руб., а «ЕВРО класса 4» — 33,70. В феврале наблюдался скачок стоимости на 50 копеек — АИ-92 и на 30 копеек — АИ-95. В середине мая автовладельцы могли заметить существенное снижение цен на бензин и дизельное топливо, связанное с падением мировых котировок на нефть и нефтепродукты -92-й и 95-й упали на 70 и 30 копеек соответственно и стоили 27,70 и 30,50 руб. за литр, а цена за литр дизеля установилась на отметке 30,90 руб. В конце июня и в начале июля цена на бензин продолжала снижаться, а с 12 июля 92-й отпускается по цене до 27,50 руб. за литр, а 95-й — 30,30 руб.

В целом по стране литр АИ-95 стоит сейчас 31,24 рубля, и это не предел — эксперты рассчитали, что к концу года автолюбители будут покупать 95-й бензин за 33 рубля.

Дизельное топливо растёт гораздо ощутимее — зимний дизель подорожал на 2,49 рубля, а летний — на 2,21 рубля и в настоящий момент составляет 33,84 рубля.

На основе изложенной динамики можно предположить, что любое дальнейшее повышение цен на бензин без роста зарплаты будет восприниматься лесничанами, да и всем населением России, весьма болезненно. Ведь повышение стоимости ударит не только по автовладельцам, но и по гражданам, не имеющим машин. Вслед за ценами на топливо вполне могут подскочить цены на продукты питания, социальные нужды, ЖКХ, подорожают билеты на транспорт… Вероятно, правительство общественного резонанса не захочет, поэтому и дальше будет стараться сдерживать цены на топливо. К сожалению, сдержать их удастся лишь на уровне $1 за литр…

В статье использованы данные сети Internet.

Предыдущая статьяВладельцам оружия
Следующая статьяНаука для родителей: как собраться в первый класс…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя