По итогам прошлого года с различными видами кибермошенничества столкнулись 34% российских граждан, которые приняли участие в опросе Банка России. При этом 9% из тех, кто контактировал со злоумышленниками, лишились своих денег. На основе этих и ряда других данных ЦБ составил портрет среднестатистической жертвы злоумышленников.
В этом плане статистика регулятора не изменилась по сравнению с 2023 годом. Среднестатистическая жертва мошенников в 2024 году – женщина в возрасте 25-44 лет со средним уровнем дохода и средним образованием, следует из данных Банка России. «Как правило, это городские жительницы, которым следует внимательнее относиться к соблюдению правил киберзащиты: использовать надёжный пароль, не сообщать посторонним данные банковской карты или коды из смс-сообщений. В прошлом году среди пострадавших незначительно выросла доля пожилых людей», – подчеркнули в ЦБ.
Телефонное и смс-мошенничество, а также мошенничество с помощью мессенджеров по-прежнему преобладают, добавляют в Банке России. «Среди наиболее популярных методов обмана также получение доступа к аккаунтам людей на госуслугах. Примечательно, что пострадавшие обычно переходят по ссылке, которую присылают злоумышленники, а также добровольно переводят им деньги», – отмечают в ЦБ.
На днях правительство внесло в Госдуму законопроект из примерно 30 мер по борьбе с телефонными мошенниками. Среди них – защита от быстрой смены пароля на госуслугах. Мошенники часто просят назвать им пришедший жертве по смс цифровой код для смены пароля от аккаунта на госуслугах, после чего человек теряет к нему доступ. Как следует из законопроекта, после принятия изменений код будет приходить только через 10-15 минут после его запроса.
Большая часть пострадавших респондентов отметили, что их потери из-за действий мошенников не превысили 20 тысяч рублей, добавляют в ЦБ. Однако возросла доля крупных переводов: от 100 до 500 тысяч рублей.
Большинство опрошенных (более 70%) после общения со злоумышленниками лишились собственных сбережений, а 15% пострадавших отдали им кредитные деньги, рассказали в Банке России. При этом обманутые люди стали чаще заявлять о хищениях: 42,8% жертв мошенничества обращались в свой банк, а 30% – в полицию.
Роман МАРКЕЛОВ. «РГ».
Материалы опубликованы в рамках договора
о взаимном сотрудничестве с «Российской газетой».