С 1 июля 2016 года вступила в силу новая редакция Приказа Минтранса РФ «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами».
Теперь на внутрироссийских перевозках законным будет использование только цифровых тахографов, отвечающих требованиям 36 и 273 приказов Минтранса России. Их отличительной особенностью является практически полное отсутствие возможности внешнего вмешательства в конструкцию устройства с целью, например, «подмотки» пробега и криптографическая защита записанной информации.
Напомним, тахограф – это «чёрный ящик» для автомобиля, который в автоматическом режиме запоминает и передаёт данные о скорости, пробеге и времени движения транспортного средства. До настоящего момента на грузовиках можно было встретить как аналоговые (шайбовые) тахографы, так и цифровые.
Штрафные санкции за управление ТС без тахографа прописаны в ст. 11.23. КоАП РФ и начали действовать в 2014 году. Управление или выпуск на линию грузовика или автобуса без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 тысяч рублей; на должностных лиц – от 5 до 10 тысяч рублей. Нарушение режима труда и отдыха водителем, которое подтверждается данными тахографа, в свою очередь, влечёт наложение административного штрафа в размере от 1 тысячи до 3 тысяч рублей.
Контроль соблюдения требований ст. 11.23 КоАП РФ возложен на инспекторов ДПС (ГИБДД) и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Транспортные средства, задействованные в процессе перевозок пассажиров и грузов на территории Российской Федерации, подлежат оснащению тахографами, соответствующими требованиям приказа Минтранса России от 28.01.2016 года и сведения о которых включены ФБУ «Росавтотранс» в перечень сведений о моделях тахографов, размещённый в открытом доступе на сайте.
Помимо ранее сделанных исключений вышеуказанные изменения предусматривают возможность не оснащать тахографами следующие транспортные средства:
- используемые для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
- проходящие дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами специализированные транспортные средства;
- специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений;
- транспортные средства категорий N2 и N3, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок, перевозках в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов специальные транспортные средства.
В то же время, исключения перестали распространяться на транспортные средства, оснащённые кранами-манипуляторами.
В ближайшее время грядут ещё более серьёзные изменения в правовом регулировании деятельности частных перевозчиков. В Госдуму РФ внесены поправки в ФЗ «О безопасности дорожного движения» и проект изменений в КоАП, которые обяжут частных владельцев автобусов и грузовиков массой свыше 15 т устанавливать тахографы, соблюдать нормы труда и отдыха, обеспечивать техническую исправность транспортных средств в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения и осуществлять стоянку грузовиков и автобусов на время простоя продолжительностью более 8 часов на специализированных парковках.