Начало и конец зимы из-за перепадов температур неизменно сопровождаются гололёдом на дорогах. И формулировка сотрудников ГИБДД: «Водитель не справился с управлением автомобилем» – нередко встречается в сводках ДТП.

Во многих случаях причина ДТП заключается в том, что водитель и автомобиль не поняли друг друга из-за того, что сцепление колёс со скользкой дорогой ухудшилось.

Вот несколько советов, которые помогут избежать неприятностей.

Совет № 1. Когда автомобиль «не хочет» изменять направление движения после поворота руля, естественная реакция водителя – повернуть рулевое колесо на больший угол и дальше до упора. А вот этого-то как раз делать нельзя, так как снос (соскальзывание) передних колёс приведёт к потере управляемости.

Совет № 2. Страховка плавным выходом на дугу при вираже и вынужденный «доворот» руля. Эта ситуация напоминает предыдущую, но ошибка заложена в избранной траектории движения. Лучше в первой фазе повернуть руль на меньший угол поворота колёс. Для того, чтобы это получилось, нужно перед поворотом использовать эффект «загрузки» передних колёс весом автомобиля. Чтобы его добиться, необходимо перед поворотом, лучше всего в последний момент, резко уменьшить обороты двигателя или включить пониженную передачу. И только после этого совершать поворот.

Совет № 3. Хотя мы рассчитываем на тормозную педаль, как на «палочку-выручалочку», во многих случаях к ней лучше не прикасаться, чтобы не ухудшить и без того сложную ситуацию:

  • на повороте, когда уже допущена грубая ошибка и колёса повернуты до упора, рефлекторное резкое торможение с полной блокировкой колёс приведёт к потере управляемости и баллистическому скольжению вперёд;
  • если же критическая ситуация связана с глубоким (по амплитуде) заносом автомобиля, полная блокировка колёс переведёт автомобиль в боковое скольжение;
  • ну, а когда автомобиль попал во вращение, лучше выжать педаль сцепления, чем нажать на тормоз, так как блокировка колёс переведёт автомобиль в скольжение по касательной. Завершится такое скольжение либо на своей обочине, либо на встречной полосе – в зависимости от того, в какой фазе вращения было применено резкое торможение.

Совет № 4. Педаль газа – это главный регулятор безопасности. С её помощью можно прекратить занос задних колёс и снос передних, сохранить равновесие автомобиля на дуге поворота, «вытянуть» автомобиль из многих критических ситуаций. Не стоит прибегать к «движению накатом».

Совет № 5. Многие водители даже не подозревают, что существует более 20 приёмов дросселирования. Под этим термином подразумевается работа педалью газа.

Эти приёмы существенно отличаются на автомобилях с разным приводом. Например, при заносе на скользкой дороге на заднеприводном – «прикрыть газ» (то есть оставить некоторую тягу на колёсах), а вот на переднеприводном «газ надо добавить», чтобы соскользнуть передними колёсами и стабилизировать автомобиль. На скользкой дороге все действия педалью газа должны быть плавными, но самое главное – они должны быть жёстко связаны с действиями рулевым колесом.

Совет № 6. Педаль сцепления (на тех автомобилях, где она есть) может выполнять много антиаварийных функций.

  • при вращении автомобиля кратковременное (!) выключение сцепления может остановить его;
  • при трогании с места на льду она поможет избежать пробуксовки ведущих колёс;
  • при экстренном торможении смягчить включение передач;
  • при потере тяги на снежной целине может поднять обороты двигателя;
  • а в некоторых случаях этот приём поможет довернуть автомобиль с помощью вращения.

Совет № 7. В зимних условиях, особенно на автомобилях с автоматической коробкой передач, стояночный тормоз из пассивного органа управления превращается в активный и позволяет сделать задние колёса управляемыми, блокируя их на короткое время, чтобы повернуть или развернуть автомобиль на скользкой дороге.

Совет № 8. Говоря о функциях каждого из «органов управления», нельзя обойти вниманием рычаг переключения передач. Он способен как помочь, так и навредить.

На скользкой дороге желательно включение повышенных передач с небольшой задержкой в фазе нейтральной передачи, чтобы сделать разгон более мягким. При включении пониженных передач рекомендуется пользоваться перегазовкой, чтобы исключить резкое замедление ведущих колёс. Зимние условия требуют применения комбинированного торможения с последовательным включением пониженных передач. Это позволит противодействовать возникновению заноса. Особенно важно комбинированное торможение для переднеприводных автомобилей, чтобы не заглушить двигатель при экстренном торможении.

Этими советами можно вполне пренебречь, если на скользкой дороге быть внимательными, соблюдать дистанцию и скоростной режим. Тише едешь – дальше будешь.

Фотоpixabay.com
Предыдущая статья«Помой меня!»
Следующая статьяВладимир Путин поручил активнее пресекать хамство на дорогах

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя