Как оценили лесничане театральный эксперимент?
Вместо сцены – пространство зала, фоном звучит медитативно-космическая музыка, небольшой островок света в полной темноте притягивает внимание. Зрители погружаются в атмосферу и заворожённо следят за происходящим. Закрытый показ нового спектакля состоялся на прошлой неделе в Доме творчества и досуга «Юность».
В этой постановке непривычно всё – отсутствие декораций, театральных костюмов, грима и реквизита, здесь нет сюжетной линии, главных героев и классической драматургии. Спектакль «Невидимый свет» в исполнении актёров народного молодёжного театра «Премьера» – это смелый театральный эксперимент, который удалось воплотить в жизнь благодаря совместному проекту Российского института театрального искусства ГИТИС и «Территории культуры Росатома».
«Не устаю повторять, что «Премьера» – это территория эксперимента. Конечно, мы сразу согласились участвовать в проекте и погрузились в творческий процесс, – пояснила художественный руководитель «Премьеры» Юлия Метёлкина. – Разве можно было упустить уникальную возможность поработать с профессионалами?»
Над проектом трудилась команда выпускников ГИТИСа: режиссёр Дмитрий Лимбос, художник Валида Кажлаева, хореограф Наталья Шурганова. Спектакль был создан за рекордные три недели. «Себе, как режиссёру, я поставил главную задачу – сделать постановку предельно понятной, искренней и честной, – пояснил Дмитрий Лимбос. – Восхищаюсь актёрами, они полностью выкладывались на репетициях. Просто герои!»
По задумке режиссёра, спектакль объединил документальный театр и пластическую импровизацию. Занятия по актёрской пластике с московским хореографом проходили в формате ежедневных пятичасовых (!) репетиций. Потому что ни природный талант, ни богатый опыт – а у многих премьеровцев за плечами десятки сыгранных ролей – не заменят профессиональных навыков. Талантливый актёр Андрей Большаков объяснил свою позицию ярким образным сравнением: «Даже если ты – Леонардо да Винчи, то всё равно должен уметь держать кисть. Мы быстро осознали, что новые навыки требуют колоссального труда и напряжения».
Гипноз пластической импровизации дополнился актёрскими монологами. В основу спектакля легли реальные истории лесничан – воспоминания о детстве, мечты, заветные желания, сокровенные мысли и признания, а порой и просто размышления о том, каким бывает счастье или на чём строится доверие. Кому-то из зрителей откликнулась история про тяжёлую болезнь близкого человека, кого-то позабавила ситуация с пятью мужьями, а кто-то узнал себя в рассказе про необъяснимую тягу к изобретательству.
Рассказы «о главном» актёры лично собирали на этапе подготовки, обращаясь к горожанам разного возраста, профессий, статуса, поэтому постановка стала своеобразным срезом настроения современных лесничан и получилась невероятно многоликой и разноцветной. То смешно, то по-настоящему больно, но всегда пронзительно и честно – спектакль, созданный в жанре «театр горожан», содержал 14 историй и сценический вариант социологического опроса с непростыми вопросами, на которые порой трудно дать честный ответ даже наедине с самим собой.
Не удивительно, что театральный эксперимент сломал «четвёртую стену» – воображаемую границу между актёрами и зрителями. Из посторонних наблюдателей приглашённые гости превратились в собеседников, друзей, единомышленников. «Это как терапия для души, услышать мысли чужих людей, их искренние признания, – поделилась впечатлениями от спектакля старшеклассница Софья Дощенникова. – Очень трогает, когда в историях от совершенно незнакомых людей находишь себя, похожие мысли, моменты, ситуации. Это было сильно и очень по-человечески».
Спектакль-исповедь – неигровое произведение – в течение часа плотно удерживал внимание зрителей. «Вот, знаете, в обычной жизни смотришь на людей по-другому, а услышав их мысли, понимаешь, как мы похожи, и это делает нас немножко ближе. Спектакль удивил и заставил задуматься», – призналась Елизавета Щербакова.
При всём новаторстве постановки на показе без труда угадывался особенный премьеровский стиль, а сами актёры восприняли эксперимент и как новую интересную возможность, и как вызов. Ведь артисты непрофессионального театра имеют возможность репетировать только в свободное от работы время. Но разве это имеет значение, когда в душе – лира и огромная потребность творчества?
Для актрисы Ольги Гилёвой на этапе репетиций самым сложным оказалось запомнить несколько страниц текста – свободного времени у молодой мамы мало. «Спасибо мужу и подруге, которая нянчилась с малышкой. С их помощью мне удалось выучить монологи, – призналась Ольга. – От спектакля получила огромное удовольствие, для меня это был глоток свежего воздуха. Сейчас хочется жить и творить с новой силой!»
В постановке также участвовали артисты театра «Премьера», чьи имена хорошо знакомы лесничанам: Инна Чернышёва, Лидия Ершова, Татьяна Николаева, Анастасия Калабанова, Андрей Большаков и Антон Шляпкин.
Завершая необычный театральный показ, начальник отдела культуры Илья Иванов поблагодарил всех, кто стал частью уникального события, и подчеркнул один из главных смыслов спектакля: «Сияние далёких звёзд недоступно человеческому глазу, а мы с вами, живущие в одном городе, не всегда видим тот свет, который излучают близкие люди, наше окружение. «Невидимый свет» напомнил, что в каждом человеке есть то, что объединяет нас и делает ближе».
Увидеть необычную постановку, которая отражает жизнь и настроение Лесного, широкая аудитория сможет в январе 2026 года, когда состоится открытый показ спектакля.













