Режиссёр Дмитрий Лимбос (слева) и артисты народного молодёжного театра «Премьера».

Как оценили лесничане театральный эксперимент?

Вместо сцены – пространство зала, фоном звучит медитативно-космическая музыка, небольшой островок света в полной темноте притягивает внимание. Зрители погружаются в атмосферу и заворожённо следят за происходящим. Закрытый показ нового спектакля состоялся на прошлой неделе в Доме творчества и досуга «Юность».

В этой постановке непривычно всё – отсутствие декораций, театральных костюмов, грима и реквизита, здесь нет сюжетной линии, главных героев и классической драматургии. Спектакль «Невидимый свет» в исполнении актёров народного молодёжного театра «Премьера» – это смелый театральный эксперимент, который удалось воплотить в жизнь благодаря совместному проекту Российского института театрального искусства ГИТИС и «Территории культуры Росатома».

«Не устаю повторять, что «Премьера» – это территория эксперимента. Конечно, мы сразу согласились участвовать в проекте и погрузились в творческий процесс, – пояснила художественный руководитель «Премьеры» Юлия Метёлкина. – Разве можно было упустить уникальную возможность поработать с профессионалами?»

Над проектом трудилась команда выпускников ГИТИСа: режиссёр Дмитрий Лимбос, художник Валида Кажлаева, хореограф Наталья Шурганова. Спектакль был создан за рекордные три недели. «Себе, как режиссёру, я поставил главную задачу – сделать постановку предельно понятной, искренней и честной, – пояснил Дмитрий Лимбос. – Восхищаюсь актёрами, они полностью выкладывались на репетициях. Просто герои!»

По задумке режиссёра, спектакль объединил документальный театр и пластическую импровизацию. Занятия по актёрской пластике с московским хореографом проходили в формате ежедневных пятичасовых (!) репетиций. Потому что ни природный талант, ни богатый опыт – а у многих премьеровцев за плечами десятки сыгранных ролей – не заменят профессиональных навыков. Талантливый актёр Андрей Большаков объяснил свою позицию ярким образным сравнением: «Даже если ты – Леонардо да Винчи, то всё равно должен уметь держать кисть. Мы быстро осознали, что новые навыки требуют колоссального труда и напряжения».

Гипноз пластической импровизации дополнился актёрскими монологами. В основу спектакля легли реальные истории лесничан – воспоминания о детстве, мечты, заветные желания, сокровенные мысли и признания, а порой и просто размышления о том, каким бывает счастье или на чём строится доверие. Кому-то из зрителей откликнулась история про тяжёлую болезнь близкого человека, кого-то позабавила ситуация с пятью мужьями, а кто-то узнал себя в рассказе про необъяснимую тягу к изобретательству.

Рассказы «о главном» актёры лично собирали на этапе подготовки, обращаясь к горожанам разного возраста, профессий, статуса, поэтому постановка стала своеобразным срезом настроения современных лесничан и получилась невероятно многоликой и разноцветной. То смешно, то по-настоящему больно, но всегда пронзительно и честно – спектакль, созданный в жанре «театр горожан», содержал 14 историй и сценический вариант социологического опроса с непростыми вопросами, на которые порой трудно дать честный ответ даже наедине с самим собой.

Не удивительно, что театральный эксперимент сломал «четвёртую стену» – воображаемую границу между актёрами и зрителями. Из посторонних наблюдателей приглашённые гости превратились в собеседников, друзей, единомышленников. «Это как терапия для души, услышать мысли чужих людей, их искренние признания, – поделилась впечатлениями от спектакля старшеклассница Софья Дощенникова. – Очень трогает, когда в историях от совершенно незнакомых людей находишь себя, похожие мысли, моменты, ситуации. Это было сильно и очень по-человечески».

Спектакль-исповедь – неигровое произведение – в течение часа плотно удерживал внимание зрителей. «Вот, знаете, в обычной жизни смотришь на людей по-другому, а услышав их мысли, понимаешь, как мы похожи, и это делает нас немножко ближе. Спектакль удивил и заставил задуматься», – призналась Елизавета Щербакова.

При всём новаторстве постановки на показе без труда угадывался особенный премьеровский стиль, а сами актёры восприняли эксперимент и как новую интересную возможность, и как вызов. Ведь артисты непрофессионального театра имеют возможность репетировать только в свободное от работы время. Но разве это имеет значение, когда в душе – лира и огромная потребность творчества?

Для актрисы Ольги Гилёвой на этапе репетиций самым сложным оказалось запомнить несколько страниц текста – свободного времени у молодой мамы мало. «Спасибо мужу и подруге, которая нянчилась с малышкой. С их помощью мне удалось выучить монологи, – призналась Ольга. – От спектакля получила огромное удовольствие, для меня это был глоток свежего воздуха. Сейчас хочется жить и творить с новой силой!»

В постановке также участвовали артисты театра «Премьера», чьи имена хорошо знакомы лесничанам: Инна Чернышёва, Лидия Ершова, Татьяна Николаева, Анастасия Калабанова, Андрей Большаков и Антон Шляпкин.

Завершая необычный театральный показ, начальник отдела культуры Илья Иванов поблагодарил всех, кто стал частью уникального события, и подчеркнул один из главных смыслов спектакля: «Сияние далёких звёзд недоступно человеческому глазу, а мы с вами, живущие в одном городе, не всегда видим тот свет, который излучают близкие люди, наше окружение. «Невидимый свет» напомнил, что в каждом человеке есть то, что объединяет нас и делает ближе».

Увидеть необычную постановку, которая отражает жизнь и настроение Лесного, широкая аудитория сможет в январе 2026 года, когда состоится открытый показ спектакля.

ФотоЮлии Метёлкиной
Предыдущая статьяВсероссийский конкурс ищет лучшие проекты для старшего поколения
Следующая статьяПоёт душой

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя