14 и 15 июля глава Лесного Виктор ГРИШИН принял участие в научно-практической конференции «Территория ЗАТО – территория роста», прошедшей в городе Сарове Нижегородской области. Мероприятие было приурочено к 25-летию Федерального закона «О ЗАТО», определившего в своё время особенности организации местного самоуправления в закрытых городах.

Документ этот был официально утверждён 14 июля 1992 года, а инициатива его разработки и принятия принадлежит депутатам городского совета Сарова, тогда ещё – Арзамаса-16. 25 лет назад новый закон существенно изменил жизнь в закрытых городах страны: сами ЗАТО стали «видимыми» на географических картах, а их жители смогли, наконец, информировать своих родственников и знакомых о собственном месте жительства, хотя ранее подобное рассматривалось как разглашение секретной информации. В противовес немалому перечню ограничений, связанных с особым режимом безопасности, был введён целый ряд компенсирующих мер, также заметно повлиявших на сохранение инфраструктуры и высокого социально-экономического уровня жизни в закрытых городах. Именно благодаря условиям, обеспеченным законом «О ЗАТО», закрытые административно-территориальные образования сумели выжить и сегодня удерживают в своих регионах передовые позиции по многим показателям.

При этом, как рассказал участникам конференции один из разработчиков Закона Борис ПЕВНИЦКИЙ, авторам документа приходилось порой буквально «спасать» своё детище: «В 1998 году, в условиях экономического кризиса, грянувшего тогда в России, ГосДумой были внесены значительные поправки в Закон, которые, с целью нормализации общей картины по стране, могли просто-напросто разрушить наработанную систему жизнеобеспечения закрытых городов. Путём немалых усилий удалось тогда добиться, чтобы эти поправки не прошли второе чтение, сохранив особый статус ЗАТО».

В пленарной части конференции с приветственным словом перед собравшимися выступили губернатор Нижегородской области Валерий ШАНЦЕВ, заместитель полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе Владимир МЕЛЬНИЧЕНКО, глава Сарова Александр ТИХОНОВ, представители областного Законодательного собрания, Управления по работе с регионами Госкорпорации «Росатом», профсоюза работников и межрегионального движения ветеранов атомной энергетики и промышленности. Участники конференции также заслушали доклады об истории создания Федерального закона «О ЗАТО», текущем уровне развития закрытых городов и грядущих перспективах.

Начальник Управления Росатома по работе с регионами Андрей ПОЛОСИН в своём выступлении отметил, что за минувшие 25 лет многое изменилось: «Сегодня Закон о ЗАТО начинает в определённом смысле конфликтовать с реалиями и требованиями по позициям обеспечения безопасности, как физической, так и информационной, как и экономической, так и социальной. Особенно – в рамках реализации Закона о территориях опережающего развития. Но это не беда. Закон «О ЗАТО» – «живой» документ, и мы с коллегами ведём постоянную работу по внедрению усовершенствований, отвечающих вызовам времени. Законодательство развивается, оно всегда идёт вслед за реальными изменениями, которые диктуют новые правила».

Инициаторами практической части конференции выступили депутаты Государственной Думы – члены экспертного совета по вопросам совершенствования Закона «О ЗАТО», в числе которых был и представитель Свердловской области Андрей ВЕТЛУЖСКИХ, главы закрытых городов – представители Ассоциации ЗАТО, специалисты Госкорпорации «Росатом» и Минэкономразвития РФ. Был представлен анализ нынешней социально-экономической ситуации в закрытых административно-территориальных образованиях и выработаны предложения по внесению актуальных изменений и дополнений в Закон «О ЗАТО» для его модернизации.

В частности, было отмечено, что в вопросах обеспечения безопасности закрытых городов назрела необходим

 

ость разделения ЗАТО на две категории: города расположения подведомственных Министерству обороны России военных объектов и города, в которых находятся крупные научные и высокотехнологичные производственные комплексы, к которым, в частности, относится и Лесной. Для этих двух групп ЗАТО должны быть обеспечены различающиеся меры государственной поддержки, направленные на создание высокого уровня стабильности на основе социального благополучия населения как необходимого условия устойчивого и безопасного функционирования градообразующих организаций.

Для первой группы ЗАТО – в виде гарантированных дотаций и субсидий местным бюджетам за счёт средств федеральной казны, повышенного уровня оплаты труда и социального обеспечения. В отношении же закрытых городов второй группы приоритеты мер государственной поддержки должны быть направлены на возможность эффективного использования конкурентных преимуществ для создания в этих ЗАТО условий инвестиционной привлекательности, реализации инновационных научно-производственных проектов, поощрения развития малого и среднего предпринимательства. Для этого, помимо прочего, должен быть модернизирован «особый режим» безопасности, зачастую становящийся заметным препятствием для развития не связанной с основным производством экономики города. Сохраняя роль защитного механизма от проникновения на территорию ЗАТО субъектов возможной угрозы (прежде всего террористического характера), «режим» в нынешних условиях должен предоставлять возможность легко и без задержек попадать на территорию ЗАТО всему тому, что нужно городу для его экономического и социального развития – как людям и грузам, так и новым проектам.

Отдельно отмечена в рекомендациях по модернизации Закона «О ЗАТО» важность расширения границ конструктивного взаимодействия органов муниципальной власти с Росатомом и градообразующим предприятием. Законодателям предложено также рассмотреть вопросы предоставления налоговых и неналоговых преференций юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории ЗАТО, а поступления налога на доходы физических лиц полностью перевести в местные бюджеты закрытых административно-территориальных образований.

В целях обеспечения достойного уровня медицинского обслуживания населения ЗАТО и поддержания в них необходимого уровня социальной стабильности, предлагается восстановить хорошо оправдавшую себя ранее схему, при которой самостоятельные филиалы территориальных отделений Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) создавались в каждом закрытом городе и все средства ОМС, собираемые на территории ЗАТО, оставались в этих филиалах и расходовались на оплату медицинской помощи, оказываемой местному населению.

Конкретные формулировки норм закона, обеспечивающие реализацию высказанных предложений, планируется выработать в ближайшее время в ходе дальнейшего их обсуждения с заинтересованными органами управления и специалистами.

Виктор ГРИШИН, глава городского округа «Город Лесной»:
– Надеюсь, предложения в Закон «О ЗАТО», выработанные нами в последнее время, будут услышаны депутатами Государственной Думы и в ближайшей перспективе приняты в качестве поправок.

Что же касается Сарова, то этот уникальный научный центр интересен не только тем, что именно в нём 25 лет назад появился во многом основополагающий для закрытых городов Закон, но и тем, что на сегодняшний день это первый «атомный» город, официально получивший статус Территории социально-экономического развития. В ходе поездки крайне важным для меня было на месте познакомиться с первым полученным опытом саровчан, понять принципы работы государственной управляющей компании, занимающейся организацией деятельности ТОР. Напомню: заявка Лесного на получение особого экономического статуса находится сейчас на согласовании в Минэкономразвития России, поэтому возможность применить наработки наших коллег должна появиться у нас совсем скоро.

Предыдущая статьяВ Лесном продолжается формирование комфортной городской среды
Следующая статьяВремя осознанного выбора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя