Юбилей как повод

0
527
Н.Иоффе

Легко писать о том, кого хорошо знаешь.
Нину Александровну превосходно знает множество людей — её коллеги и ученики, родители учеников и родители родителей… А ещё она (хочется предположить) знакома множеству художников — современных, а также тех, кто давно и по справедливости зачислен в классики. Больших художников. Настоящих. Среди них — а не только среди коллег, близких, друзей — проходит её жизнь. Они, эти великие — тоже близкие… Среди их полотен Нина Александровна как дома, больше, чем дома. Их мир — её постоянное место жительства. Дополнительное, параллельное пространство. Её улица, город и век.

Н.Иоффе

Истории Детской школы искусств, открытой в 1973 году, справедливо посвящена не только статья в Энциклопедии — это часть истории Лесного; это биографии многих горожан, которые считают эту школу родной. И на протяжении этих лет, вплоть до сегодняшнего дня, Нина Александровна Иоффе — вначале учитель, а с 1984 года директор школы — прочно связана работой, творчеством, судьбой с Детской школой искусств.

Коллеги Нины Александровны, а в прошлом её ученики — говорят о замечательном педагоге, об уроках, которые запомнились на долгие годы.

«Особенный кабинет, — рассказывает о кабинете истории искусств Анна Владимировна Кунгина. — Я так любила туда ходить… Так говорят очень часто: другой мир. Но это и правда был другой мир — луч, высвечивающий на экране полотна великих мастеров, и голос Нины Александровны — её рассказы о художниках, скульпторах… Может, потому и я пошла с радостью работать в эту школу…»

«Не просто уроки композиции, живописи или истории искусства, — рассказывает Татьяна Вячеславовна Крюкова. — Это были уроки поэзии и музыки — всегда. Классика, рок, джаз, очень много стихов. А ещё было ощущение причастности к большому миру — через искусство классическое и искусство авангарда. Классика не жила где-то далеко, а словно была рядом — через современные, узнаваемые ассоциации. Нина Александровна — тогда как учитель и теперь как директор ДШИ — держит удивительно высокую культурную планку. И нас двигает — выставки, курсы, мастер-классы.»

Татьяна Петровна Поскрёбышева рассказала, как она — в далёком 1973 году, в свои 14 лет — рисовала на уроке Нины Александровны колокольный звон. Звучит виниловая пластинка. Как нарисовать музыку, звук, как передать движение? И что должно было произойти, и сколько было прочувствовано и понято, пока учитель не сказал: «Всё! Получилось! Колокола зазвучали.» «А история искусств, — добавляет Татьяна Петровна, — была продолжением композиции. — Слайды во весь экран, музыка, голос Нины Александровны. Это потом уже выясняется, что и Рафаэль, и Тициан, и Ван Гог с тобой на всю жизнь, что они — как и эти уроки — часть тебя».

«Таинственная и увлекательная наука, — говорит об уроках истории Наталья Владимировна Кочетова. — Пейзажи, которые зовут к путешествиям, лица, загадывающие загадку. Эти ощущения до сих пор рядом. Может быть, самое лучшее, что происходит во мне, зародилось на уроках Нины Александровны».

Иоффе

А Людмила Викторовна Краева вспомнила одно удивительное лето. Городской пионерский лагерь «Теремок», и они — подростки, которые рвутся попасть в старший отряд к воспитателю Нине Александровне Иоффе: «Мы на этот отряд очередь занимали! Это было настоящее счастье — попасть к Нине Александровне!» Почему? Да потому, оказывается, что каждый вечер Нина Александровна приходила к ним в комнату — и начинались рассказы — о книгах, о художниках, обо всём на свете. «И возраст наш был такой, что заставить нас слушать было ой как не просто, — рассказывает Людмила Викторовна. — Но слушали вот, не дыша… До сих пор помню это лето».

Да, её рассказы о художниках не забыли её первые ученики. Не забыли волнение, страсть и яростную убеждённость: это — самое важное в жизни. Эти цвет и линия, в которые вплетается, сквозь которые прорастает судьба. Бессмысленно спорить, что первично: искусство? Жизнь? Для кого как. Иначе говоря — по способностям… Решать тебе, каждому из нас. А учитель — только проводник. Только свет, вырывающий из тьмы (у тьмы) то, что придумано, нарисовано, изваяно, впечатано во время.

«Юбилей, — добавляет Татьяна Александровна Пястолова, — безусловно, важный повод. Важный ещё и потому, что даёт возможность выразить то, что в суете и заботах остаётся за кадром. Умный, тонкий и интеллигентный человек, Нина Александровна заслуживает не только «обязательных» юбилейных слов. Её голос и стиль, её культура и эрудиция убеждают в этом — с первого её учительского года и по нынешний день».

В 2014 году у Нины Александровны юбилейный день рождения. И на этот год пришёлся ещё один юбилей — 30 лет Нина Александровна Иоффе работает директором в Детской школе искусств.

Коллектив ДШИ желает коллеге и директору творчества и мужества, здоровья, успехов, сбывающихся надежд.

Тамара ВЕТРОВА.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности персональных данных

Пожалуйста, введите ваше имя