До 2018 года в России к компетенции суда присяжных было отнесено небольшое количество преступлений, из-за чего большинство обвиняемых не могли рассчитывать на рассмотрение их дел с участием присяжных заседателей (п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК РФ). Сама процедура судебного разбирательства такова, что председательствующий (профессиональный) судья имеет столь значительное влияние на ход процесса, что это может существенно отражаться на итоговом мнении присяжных.

Даже при всех имеющихся проблемах суд присяжных иногда является единственным шансом на справедливый приговор. По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, процент оправдательных приговоров снижается: 0,54% в 2014 году, 0,43% в 2015 году и 0,36% в 2016 году. Вывод: общество нуждается в развитии независимого суда присяжных.

23 июня 2016 года принят Федеральный закон № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» и ряд законодательных актов, которые вступают в силу 1 июня 2018 года.

Изменения приведут к расширению роли присяжных заседателей в ходе судебного производства. Предусмотрено участие присяжных заседателей в судебных заседаниях в районных и гарнизонных военных судах, что вообще ранее отсутствовало в Российском уголовном законодательстве. Участие присяжных заседателей в судах районного уровня будет способствовать укреплению статуса таких судов и расширит роль участия присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел в районных судах. Установлено количество присяжных заседателей для районных и гарнизонных военных судов – 6 человек. Также увеличению роли и значимости присяжных заседателей способствует сокращение их численности в судах субъектов Российской Федерации и окружных военных судах с 12 до 8 человек. Решения обновлённые коллегии будут принимать половиной голосов: для вердикта о невиновности достаточно будет всего трёх голосов в районном суде и четырёх – в областном.

Также определены виды уголовных дел, к рассмотрению которых могут быть привлечены присяжные заседатели в судах районного уровня.

К подсудности районных судов с участием присяжных заседателей отнесены следующие составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ): ст. 105 (убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку), ч. 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека), ст. 277 (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 295 (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 357 (геноцид). Все перечисленные преступления относятся, согласно УК РФ, к категории особо тяжких преступлений, максимальное наказание за которые предусмотрено в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание, в том числе пожизненное лишение свободы.

Согласно УПК РФ, уголовное дело рассматривается судом с участием присяжных заседателей по ходатайству подсудимого. Перед судом присяжных заседателей по каждому преступлению, в котором обвиняется подсудимый, ставятся следующие вопросы:

  • доказано ли, что деяние имело место;
  • доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
  • виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

В случае признания подсудимого виновным, ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.

Предоставление гражданам права участвовать в отправлении правосудия позволяет повысить профессиональный уровень участников уголовного процесса – в суде с участием присяжных заседателей сторонам необходимо с особым мастерством отстаивать свою позицию и представлять доказательства, как в ходе судебного следствия, так и в прениях. При этом юридическая оценка доказательств относится к компетенции профессионального судьи, который обязан исключить все доказательства, собранные с нарушением закона, и не допустить их исследования перед присяжными.

Какие требования предъявляются к присяжным заседателям?
Особенностью судебного разбирательства с участием присяжных заседателей является разграничение компетенций коллегии присяжных заседателей, которая в своём вердикте разрешает вопросы факта (главным является вопрос о виновности подсудимого), и профессионального судьи, разрешающего вопросы права, который на основе вердикта выносит приговор.

Разграничение полномочий между присяжными заседателями и профессиональным судебным составом является одним из наиболее важных и в то же время проблемных аспектов процедуры судебного разбирательства с участием присяжных заседателей. Следует отметить, что такое разграничение полномочий было известно и дореволюционному российскому суду присяжных (ст. 754 Устава уголовного судопроизводства 1864 года).

Присяжными заседателями могут быть дееспособные граждане России, в возрасте от 25 до 64 лет включительно, не имеющие судимости (присяжными заседателями могут быть лица, судимость которых погашена или снята в порядке, установленном ст. 86 УК РФ).

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

  • состоящие на учёте в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • подозреваемые, обвиняемые, подсудимые в совершении преступления по уголовным делам;
  • не владеющие русским языком либо языком республики, входящей в состав РФ, на котором ведётся производство по данному уголовному делу;
  • имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела (например, инвалидность по заболеванию).

А также: военнослужащие, судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы, судебные приставы, частные детективы, священнослужители, сотрудники органов внутренних дел, федеральной таможенной службы, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лица, занимающие государственные или выборные должности в органах местного самоуправления); уволенные с военной службы по контракту из органов ФСБ, федеральных органов государственной охраны, органов внешней разведки, ОВД, федеральной таможенной службы органов и учреждений уголовно-исполнительной системы либо уволенные с должности судьи, прокурора, следователя, дознавателя, адвоката, нотариуса, судебного пристава, частного детектива, если с момента прекращения своих профессиональных обязанностей прошло менее 5 лет.

Все перечисленные требования и основания для отстранения от участия в деле в качестве присяжного заседателя тщательно проверяются судом и сторонами. При формировании коллегии присяжных заседателей учитывается, что сокрытие кандидатами в присяжные заседатели, включёнными впоследствии в состав коллегии, информации личного характера, которая могла повлиять на решение по делу и лишила стороны права на мотивированный или немотивированный отвод, является основанием для отмены приговора. Перечень таких случаев не является исчерпывающим, носит открытый характер и отнесён на усмотрение суда, рассматривающего конкретное уголовное дело.

Наталья САВКИНА,
председатель городского суда г. Лесного.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста введите ваше имя