Рабочие моменты успеха

Варвара Бессонова

Ольга КрасулинаПрактически ежегодно у преподавателей и руководителя музыкальной школы Лесного есть повод заявить о своём учебном заведении в самом широком масштабе. Не только благодаря победам детей во всевозможных конкурсах и фестивалях, но и благодаря интересной жизни выпускников ДМШ, сделавших яркую профессиональную карьеру музыкантов. Об этом и ещё о многом другом – наше интервью с директором музыкальной школы Ольгой КРАСУЛИНОЙ.

 

– Итак, Ольга Викторовна, прошли летние каникулы, впереди учебный год. Но мы знаем, что и лето запомнилось яркими событиями.

– Да, несмотря на то, что с 1 июня начинаются официальные каникулы и все стараются отдохнуть, некоторые учащиеся и преподаватели нашей школы продолжали усердно работать и радовать нас своими достижениями. Начну отсчёт с лета и, наверное, повторюсь (об этом повторять приятно!). Четверо скрипачей – Ангелина Казанцева, сёстры Лиза и Катя Панченко, Максим Катков (воспитанники Е.В.Цибульской) – стали победителями и лауреатами областного конкурса «Играем с оркестром» в Екатеринбурге.

Диплом победителей конкурса-фестиваля «Парижские звёзды» привезли из столицы Франции юные пианисты Маша Вишнякова и Полина Красулина (преподаватель Е.А.Коваленко). Солистки эстрадного отделения Ольга Бородина и Севилья Сарыева стали лауреатами фестиваля, прошедшего в Чехии (преподаватель Е.В.Сахарова). А наша Лиза Буторина трудится до сих пор. После нескольких отборочных туров конкурса вокалистов в Екатеринбурге и Москве она номинирована на участие в детском конкурсе «Хрустальные звёздочки», который проходит во всероссийском центре «Орлёнок» (пока не знаем результатов), Лиза выступила в сентябре в Беслане и Владикавказе на одной сцене с Тамарой Гвердцители и группой «Любэ» на годовщине происшедшей там трагедии. Лиза занимается в школе народным вокалом у Л.П.Бровкиной.

Да, наши дети действительно нас радуют. С гордостью говорю – это наша общая победа.

– А теперь, Ольга Викторовна, о летних успехах бывших воспитанников ДМШ Лесного, уехавших из города 5-10 лет назад. Об этом Вы ведь особенно хотели сказать?

– Просто удивительно, каким невероятно успешным и, не побоюсь сказать, блестящим, судя по рангу достижений, оказалось лето 2011 года сразу для нескольких наших выпускников по специальности фортепиано – одного из самых сложных исполнительских направлений. Пианистам сделать исполнительскую карьеру чрезвычайно сложно. И неожиданно в одно лето четверо наших пианистов дарят нам потрясающие известия о своих успехах. Конечно, это всё не вдруг, за этим стоит труд десятилетий. Вот о ком хочу сказать.

Варвара БессоноваВаря Бессонова, ученица Е.А.Коваленко, окончив этим летом музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, в августе стала студенткой этого, самого престижного заведения для музыкантов в России. Это большая честь для нас, тем более что пианисты из Лесного в Московской консерватории ещё не учились (только вокалисты), и большая победа Вари.

Татьяна БрижаневаТаня Брижанёва, ученица Л.В.Еремейцевой, давно закончив все ступени образования (музыкальная школа Лесного, музыкальное училище, консерватория, аспирантура в Санкт-Петербурге), в июле этого года участвовала в очень престижном XIV Международном конкурсе им. П.И.Чайковского в качестве концертмейстера у трёх скрипачей из разных стран. Одна из них – скрипачка из Южной Кореи Джейхе Ли – получила третью премию. Конечно, Таня за свою музыкальную карьеру участвовала во многих международных и российских конкурсах, но получить высокую оценку своей работы от международного жюри такого престижного конкурса – это заслуживает особого внимания.

Никита АбросимовНикита Абросимов, тоже ученик Л.В.Еремейцевой, закончил музыкальное училище в Нижнем Новгороде, сейчас ученик всемирно известного и очень востребованного музыканта, профессора университета штата Индиана (США), принял участие в 55-м Всемирном конкурсе пианистов в Америке и получил I премию. Пройдя сложных четыре тура, исполнив в финале 1-й концерт П.И.Чайковского, одержал победу среди многочисленных пианистов со всех континентов. Никита получил денежное вознаграждение и возможность проведения сольного концерта в Линкольн-центре (Нью-Йорк) в 2012 году. А мы счастливы от осознания того, что такой талантливый пианист накануне своих грандиозных успехов играл нам в родной школе и потрясал лесничан своей одарённостью. До сих пор мы под впечатлением.

Лидия КотловаЛида Котлова просто удивила нас. После ДМШ в Лесном окончила музыкальное училище в Пушкино (Подмосковье), сменила свои приоритеты, занялась языками, получила специальность переводчика и… вновь профессионально занялась фортепиано. Нынешним летом Лиза прослушалась в университете в Сиэтле (в США), сдала многочисленные экзамены и была принята сразу на 3-й курс фортепианного факультета.

Ну разве это всё не впечатляет?

Хочу сказать, что карьера музыканта-исполнителя (я говорю о классическом образовании и не о вокалистах, у них может быть по-другому) очень тернистая и длинная: 8-9 лет школы, 4 года – среднее звено, которое не перепрыгнешь, 5 лет – высшая ступень (консерватория). Поэтому мы очень рады, что у наших пианистов сложилась музыкальная карьера. Значит, мы на верном пути, и выпускники не подвели.

– Я обратила внимание: говоря об ученике, Вы в первую очередь называете его педагога. Личность педагога для Вас – главная составляющая в формировании личности музыканта?

– Одна из главных. Педагогу в руки приходит, по сути, материал, который требует шлифовки, огранки. И от того, как профессионально это будет сделано, как педагог разовьёт ребёнка, насколько сильна личность педагога, зависит конечный результат. Большую роль на начальном этапе играют родители: своей настойчивостью, планомерностью в убеждении не бросать начатое, воспитывая тем самым характер, своим вниманием к достижениям ребёнка. Музыкант – это невероятное трудолюбие. Ну, а затем, в более взрослом возрасте, играют роль личные качества самого музыканта, плюс везение. Музыка сама тоже воспитывает.

– Да, Владимир Спиваков как-то сказал: «Я – ученик музыки». А ещё в одном его интервью я прочла: «Когда я смотрю на лица детей, играющих на музыкальных инструментах, я вижу, что это – не лица, это – лики…».

– Когда узнаёшь ближе наших детей, когда понимаешь, что каждый ребёнок прошёл через нагрузки, поступился прогулками, занятиями спортом, занимается и вкладывает душу в музыку, то его лицо действительно кажется тебе ликом. Вы знаете, наши дети находятся в менее выгодной ситуации, нежели ребята, занимающиеся другими видами искусства. Музыкальное образование не может состояться без домашних заданий. Каждое академическое выступление, тем более в одиночестве – это стрессовое состояние. У нас нет внешнего эффекта, нет быстрого результата. Здесь (в понимании ребёнка) скучная, методичная работа, гаммы, пассажи, сольфеджио. Но, надеюсь, наши дети, а главное – родители смотрят дальше, глубже и годами идут к результату. И чем больше вкладывается общего труда, тем ценнее нам каждый ученик, тем приятнее любая весточка об очередных победах.

– Понятно, труден путь музыкального воспитания. Но у вас всё-таки получается. Наверное, важно, чтобы с вами рука об руку шли настоящие коллеги?

– Разумеется. Добиться таких результатов мы не сможем, если нет в коллективе согласия. Меня окружают профессионалы, и все мы идём в ногу и в одну сторону. Знаете, как это важно, когда команда?! У меня прекрасный заместитель по учебно-воспитательной работе – Елена Алексеевна Хохрякова, с которой мы уже 10-й год вместе, мы понимаем друг друга на расстоянии, мы практически дышим вместе, и в своей команде единомышленников я уверена.

Чтобы как можно больше учащихся могли себя реализовать, мы несколько лет назад решили взять за приоритет коллективное музицирование. И сейчас у нас много коллективов: четыре хора, три оркестра, несколько ансамблей скрипачей, факультатив «Музыкальный театр», семь вокальных ансамблей разных направлений. Ставим музыкальные сказки, оперы. С 2005 года открылись новые отделения – эстрада, фольклор, с прошлого года – синтезатор, 120 дошколят занимаются в группах «Ладушки», «Радуга».

Но хочу вернуться к преподавателям и к их социальной защищённости, так как это серьёзный фактор создания условий для творчества. Я рада, что государство, наконец, занялось нашими проблемами: определилось с нашим статусом, поняв, что школы дополнительного образования в сфере культуры реализуют предпрофессиональные программы в своей образовательной деятельности (что у нас всё-таки не кружковая работа). Следующим шагом будет возвращение досрочной пенсии по выслуге лет и утверждение долгожданной справедливой одинаковой нормы часов (18 часов) за ставку как с младшими, так и со старшими классами. Скорее всего, это будет с 2013 года. Вот такие рабочие моменты.

– Ольга Викторовна, следующий, 2012 год – год 60-летия школы. Первого октября – День музыки. Начался новый учебный год, трое ваших выпускников нынешнего года – скрипачка Маша Тетерина, гитарист Григорий Рябов, баянист Никита Шаламов – решили продолжить профессиональное музыкальное образование в Екатеринбурге. Вы просто окружены датами, успехом и позитивной информацией. Есть желание что-то сказать в заключение?

– Хочу, чтобы преподаватели чувствовали себя нужными и успешными. Хочу, чтобы дети искренне любили музыку, были неравнодушными (мне кажется, это главное потерянное качество в наше время) и достигали вершин в своём творчестве. Хочу, чтоб все были здоровы и счастливы!

Предыдущая статьяНа занятия в клубы
Следующая статьяОб оплате труда, образовании и детском отдыхе