Атомклассы, школьные технопарки, уроки робототехники – в атомных городах это привычные вещи. «Росатом» системно вкладывается в развитие образования, выращивая кадры и повышая уровень жизни на территориях своего присутствия. За последние девять лет благодаря проекту «Школа «Росатома» в 21 атомграде значительно изменилась система образования. Обучать естественным наукам и развивать способности детей здесь начинают с садика. Таланты поддерживают до выпуска из вуза. Мы разобрались, из чего состоит новая образовательная система и чем она лучше прежней.

Детсады для инженеров

«Школа «Росатома» создала инновационную сеть образовательных организаций, в которую входят восемь школ и девять детских садов атомградов. Их оснастили новейшей техникой, создали открытые пространства, используют методики развивающего обучения.

В детсадах, например, в основу программ положен свободный выбор деятельности. Дети сами распоряжаются опенспейсом, можно даже разрисовывать стены. В помещении нет игрушек – только материал, из которого можно их сделать, и инструменты. Малыши проявляют творчество, воображение, учатся общаться и работать в группе. Педагоги общаются с детьми на двух языках – русском и английском. По словам сотрудников детсада «Страна чудес» в Зеленогорске, у детей-билингв раньше развивается логическое и абстрактное мышление, они успешнее в математике.

Особое место в образовательной системе инновационных детсадов занимает робототехника. Так, несколько педагогов детсада № 54 в Озёрске отучились на курсах, а «Школа «Росатома» закупила конструкторы. Теперь робототехникой увлечены почти все воспитанники. «Мы начали ездить на соревнования в Челябинск, Москву, Казань, – рассказывает педагог-психолог Ульяна Рыболовлева. – Организаторы турниров предлагают для проектной деятельности непростые темы: освоение космоса, защита от стихийных бедствий, переработка отходов. Например, на «Робофесте» в Москве наши дети создали лабораторию водных наук. Демонстрировали свойства воды, показывая фокусы с мыльными пузырями, машину на гидродвигателе, робота-художника, который смешивает краски, чтобы получились разные оттенки».

Атомклассы: глубокое погружение

Программу специализированных классов «Школа «Росатома» разработала в 2011 году. Сейчас открыты 52 атомкласса с углублённым изучением предметов естественно-математического цикла, исследованиями и проектами. Обучение строится на базе ценностей «Росатома» – эффективности, командности, уважительности, ответственности за результат, стремлении быть на шаг впереди. Школам «Росатом» помогает создать современную учебную среду – выделяет деньги на покупку мебели и оборудования.

С 2018-2019 учебного года ведётся открытый рейтинг, учитывающий активность детей и педагогов в мероприятиях сети атомклассов, а также достижения школ. По итогам года распределяются путёвки на отраслевые смены «Мой класс – атомкласс», поездки на «Международные умные каникулы» и участие в культурном обмене «Дети – детям».

Проект «Школа «Росатома» реализуется с 2011 года. Он направлен на развитие образования в 21 городе присутствия госкорпорации. Цели проекта – развитие способностей детей, внедрение инноваций в детские сады и школы, модернизация инфраструктуры образовательных учреждений, повышение эффективности работы педагогов. Ежегодно более 3 тыс. детей и 500 педагогов участвуют в мероприятиях «Школы «Росатома».

Как учиться учить

Особое внимание «Школа «Росатома» уделяет обучению педагогических и руководящих работников школ и детсадов. Проводит офлайн и онлайн мастер-классы, разработала собственную систему профессиональных конкурсов. Столицей финала становится один из городов – участников проекта «Школа «Росатома». Победители проходят стажировки в лучших школах и детских садах России и мира, а затем сами проводят обучение педагогов атомградов.

«Участие в мероприятиях «Школы «Росатома» перевернуло жизнь озёрских педагогов и их воспитанников, ни больше, ни меньше, – говорит Светлана Пантелеева, заместитель заведующего детским садом № 54 в Озёрске. – В дошкольном образовании был период, когда нашей задачей считали одно – подготовку детей к школе. Педагоги разучились играть. Это было ошибкой. Сегодня образовательные задачи мы решаем через развлечения. А умное оборудование лишь инструмент».

Юниоры AtomSkills: в поисках призвания

«Росатом» реализует в атомградах программу инженерно-технического творчества «Юниоры AtomSkills». В ней участвуют 6-11 классы. В рамках программы проходят мероприятия регионального и федерального уровней, школьники пробуют разные профессии и компетенции, работают с преподавателями и инженерами «Росатома» на проектных и инженерных сменах, чемпионатах по методике World Skills Junior и партнёрских олимпиадах.

На одном из чемпионатов World Skills Junior в технопарке Зеленогорска нашла своё призвание ученица лицея № 174 Анастасии Гринько. «Я заняла первое место в компетенции «Прототипирование», это было прямо вау! – вспоминает три года спустя Анастасия. – До того случая я не знала, где могла бы проявить себя в будущем. Но после той победы поняла, чего хочу». С тех пор Анастасия увлеклась прототипированием и программированием, собирается поступать в Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики.

Куда ведёт МИФИ

К поступлению и учёбе в технических вузах системно готовят в двух лицеях при НИЯУ «МИФИ». Они находятся в Москве, но можно учиться дистанционно, в сетевой школе с электронными курсами и онлайн-лекциями. Широкой аудитории доступны записи лекций и разборы задач.

Дивизиональный чемпионат профессионального мастерства Госкорпорации «Росатом» «Atomskills-2019»
Участники чемпионата «AtomSkills-2019» по компетенции «Электроника» во время выполнения первого модуля заданий.

Для выпускников школ, которые планируют связать свою жизнь с атомной отраслью, подходящий выбор – МИФИ. Филиалы университета есть в 17 городах, большинство которых – атомграды. Один из плюсов учёбы в МИФИ – практика и стажировка на атомных предприятиях. И ещё до выпускного можно получить приглашение на работу в «Росатом».

Развитие творческих компетенций

«Росатом» помогает не только развивать компетенции в точных и естественных науках, но и заниматься творчеством. Ежегодно «Школа «Росатома» проводит несколько крупных творческих фестивалей. Например, этой осенью в атомных городах пройдут два фестиваля детских СМИ – «Атом-ТВ» и Rosatom’sCOOL, а также «ТеАРТолимп: кинофестиваль». Дети смогут научиться снимать кино на мобильные телефоны. Запланирован фестиваль мультипликаторов-дошкольников «Снежные мультярики».

Каждое лето дети из атомных городов участвуют в проекте «Международные умные каникулы». В этом году 160 детей из 17 стран прошли обучение в онлайн-киношколе и сняли свои первые короткометражные фильмы. «Школа «Росатома» работает не зря, если дети из наших атомных городов счастливы. Хорошо, что они будут помнить всё лучшее, что им в области образования дал «Росатом». И не важно, где они будут работать и какую выберут профессию, главное – чтобы они были хороши на любых важных точках, где они могут принести пользу своей стране», – говорит руководитель проекта «Школа «Росатома» Наталья Шурочкова.

Фотоиз архива редакции
Предыдущая статьяПо реализации нацпроектов
Следующая статья«Этот день мы встречали уже в эшелонах»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя