Общественная безопасность: нарушения без наказания?

Деятельность депутатов местных Дум не ограничивается, естественно, вопросами формирования и распределения городского бюджета. Одно из значимых полномочий народных избранников – право вносить на рассмотрение вышестоящих органов власти инициативы, призванные совершенствовать существующее законодательство и устранять обнаруженные в нём недостатки. Депутаты Думы Лесного столкнулись с необходимостью обратиться в Законодательное Собрание Свердловской области с требованием пересмотреть установленный порядок работы в сфере административных правонарушений.

полиция, ОМВДСУТЬ ВОПРОСА
«Камнем преткновения» для депутатов стал вопрос распределения полномочий городских властей и органов внутренних дел при подготовке протоколов к их рассмотрению административной комиссией. Действующие сегодня правовые акты предписывают составлять эти протоколы по ряду статей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ) не сотрудникам полиции, а должностным лицам органов местного самоуправления. Причём статей весьма и весьма «востребованных»: это и безбилетный проезд, и нарушение тишины и покоя граждан, нарушение правил содержания домашних животных, приставание к гражданам и некоторых других.

При этом должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченные на составление протоколов, не обладают, естественно, правом применять особые меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, установленные КоАП, такие, например, как доставка лица, совершившего правонарушение, в подразделение органов внутренних дел или орган местного самоуправления для установления личности, задержание данных лиц, личный досмотр и досмотр транспортных средств, изъятие вещей и документов и так далее. Получается, целый ряд правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, остался, если строго соблюдать «букву закона», без реального механизма противодействия им. А это, безусловно, ведёт к увеличению числа «нарушений без наказания», а значит – и к снижению уровня правопорядка.

Теоретически возвращение к тому, чтобы первоначальную подготовку протоколов на административную комиссию производила, как и прежде, полиция, возможно. Внесённые в июле 2014 года в КоАП РФ изменения позволяют сотрудникам правоохранительных органов составлять необходимые документы и принимать при этом особые меры, но лишь в случае, если возвращение этих полномочий предусматривается соглашениями между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Говоря более понятным языком, Министерство внутренних дел России должно заключить для этого соглашение с региональными властями Свердловской области. Такой документ, помимо передачи полномочий, повлечёт за собой, конечно, и необходимость дополнительного финансирования отделов полиции. Поскольку экономическая ситуация вокруг – не самая простая, решение этого вопроса постоянно затягивается и соглашение до сих пор отсутствует…

ЧТО ПРОИСХОДИТ?
полицияНа практике образовавшаяся неразбериха приводит к тому, что органы внутренних дел сегодня, хоть и продолжают ещё выезжать на вызовы по не относящимся к их компетенции правонарушениям, не заинтересованы в полноценной подготовке протоколов для дальнейшего рассмотрения их на административной комиссии. Результаты такой работы никак не отражаются в статистических данных ОВД, что влечёт за собой формальное отношение к заполнению документов. К примеру, не достучавшись до мешающих соседям жильцов конкретной квартиры, полицейские спокойно уходят, так и не установив лицо, совершившее правонарушение. Не ведётся порой в полном объёме и сбор необходимых доказательств.

Недоработанные материалы поступают к должностным лицам органов местного самоуправления, а те, напомню, не обладают полномочиями по применению особых мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а значит – не могут доработать должным образом присланные из органов внутренних дел документы. В итоге – выносятся определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, с чем, естественно, не соглашаются потерпевшие по таким делам. Безнаказанность тем временем порождает массу новых проблем. В связи с этим образовавшийся правовой пробел необходимо устранить уже в ближайшее время, считают депутаты Думы Лесного.

ПОПЫТКА НОМЕР ДВАполиция, ОВД
Более полутора лет назад власти города уже пытались обратить внимание Законодательного Собрания Свердловской области на эту проблему. Тогда письмо за подписью главы Лесного было отправлено в качестве предложения в план работы региональных депутатов на 2015 год. К сожалению, в череде подобных предложений, оно так и кануло в Лету… Сегодня городская Дума готова предпринять вторую попытку. Одна из депутатских комиссий рассмотрела 6 сентября сразу несколько вариантов изменения существующей ситуации.

В частности, речь может идти: о возвращении прежних (до 2014 года) положений Кодекса об административных правонарушениях; о принятии Закона Свердловской области, который чётко определил бы полномочия и разграничил зоны ответственности органов внутренних дел и муниципалитета; о заключении того самого соглашения между властями региона и Министерством внутренних дел, которое расставило бы всё на свои места; о наделении органов местного самоуправления особыми полномочиями, подкреплённом и дополнительными финансовыми средствами на организацию работы; о создании, наконец, общественной полиции, подчинённой городским властям, но имеющей при этом необходимый статус для проведения следственных и оперативных мероприятий.

На следующей неделе, на очередном заседании городской Думы депутатам Лесного предстоит сформулировать и принять текст письма, которое будет направлено в Законодательное Собрание. Теперь это будет уже не предложение в план работы, а официальный запрос, ответ областных депутатов на который должен будет последовать в любом случае. Большие надежды на продвижение своих интересов в этом вопросе члены городской Думы возлагают на сегодняшних кандидатов в ЗакСО. Те из них, кто сумеет пройти в новый состав Собрания, который будет сформирован после выборов 18 сентября, должны будут уделить поднятой нашими депутатами проблеме максимум внимания. Ведь именно решение реальных проблем жителей округов области и реализация ожиданий свердловчан в законотворческом процессе – то главное, ради чего и формируется Законодательное Собрание. Хотелось бы надеяться, что новый состав ЗакСО справится с этой задачей лучше, чем прежний, так и не принявший закон о круглогодичном оздоровлении детей. Эту инициативу, напомню, в своё время также выдвигали городские власти Лесного: это позволило бы более эффективно функционировать санаторию-профилакторию «Солнышко», а муниципалитетам области дало бы возможность вести оздоровительную кампанию значительно качественнее.

Виктор ГРИШИН,
глава Лесного, председатель городской Думы:
– Вопрос организации нормальной работы административной комиссии действительно серьёзно волнует нас сегодня. Большой процент недоработки протоколов со стороны Отдела внутренних дел ведёт к учащению решений об отказе в возбуждении административной производства. Нарушителям общественного порядка из-за этого многое сходит с рук. Мы прекрасно понимаем, что допускать слабину здесь ни в коем случае нельзя, поэтому и готовы приложить все необходимые усилия, чтобы наша инициатива была замечена и получила реальное воплощение.
Что касается разных вариантов путей решения проблемы, предложенных членами думской комиссии, считаю, что нас, в принципе, устроил бы практически любой из них. Где-то это должно быть связано с привлечением дополнительного финансирования, а потому, в нынешних условиях, наверное, маловероятно, но мы в любом случае продолжим работу в этом направлении. Надеюсь, заметная поддержка поступит после формирования нового состава Законодательного Собрания и от вновь избранных в него представителей нашего округа. Вопрос общественной безопасности в нынешних условиях крайне важен, а значит, заинтересованы в нашем предложении должны быть все разумные политические силы.

Предыдущая статьяДекада бега и Кросс Наций
Следующая статьяГород славных побед, город смелых надежд

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя