Нет в мире профессии лучше!

Волкова

Волкова«Я – уралочка. Родом из посёлка Висим Свердловской области. В семье, где я росла, было пятеро детей. В 1941 году отец ушёл на фронт и вскоре погиб. Детство было трудным, мама работала не покладая рук и от нас всегда требовала, чтобы мы прилежно учились.

В 1951 году я окончила 10 классов и продолжила учёбу в Нижнем Тагиле, в учительском институте (так он тогда назывался). Получила диплом с отличием и профессию учителя русского языка и литературы. Один год работала в Ёлкино. В 1953 году вышла замуж и переехала жить в Свердловск-45, ныне – Лесной.

Сначала – работа в вечерней школе № 62. Этот период жизни был нелёгким, но интересным. Город строился, приезжали специалисты, а вместе с ними – те, кто не закончил и средней школы. Они заняты были на разных тяжёлых работах. Ну и садились за парты «вечёрки», чтобы наверстать упущенное, приходили в школу после трудового дня на производстве. А с каким уважением они относились к школе и к учителям! Нам же, педагогам, нужно было так готовиться к уроку, чтобы тебя понял человек с перерывом в учёбе, чтобы он потом успешно сдал экзамены.

Вспоминается, как воспринимали учащиеся уроки литературы. Многие – в силу возраста – подходили к литературному сюжету с чисто житейской стороны: не могли, например, смириться с тем, что Онегин и Татьяна не соединили свои судьбы.

На уроках, где я зачитывала куски из «Молодой гвардии» Александра Фадеева, у некоторых молодых мужчин наворачивались слёзы на глаза: они, будучи подростками и живя в Белоруссии, на себе испытали все тяготы фашистской оккупации. Уроки литературы были уроками жизни. В вечерней школе учителей боготворили – учились-то ведь люди уже сознательно, желая получить серьёзные знания для дальнейшей работы или учёбы. Можно сказать, что многие руководители, инженеры и мастера комбината прошли нашу вечернюю школу.

В школе № 68, где я работала уже после окончания пединститута, было много трудных подростков, только в одном из 7-х классов было 11 второгодников. Переростки, не желающие учиться, тем не менее, рвались вслух читать «Мцыри» Лермонтова, заразительно смеялись над поступками героев «Ревизора» Гоголя. Постепенно подтягивались и в учёбе. Заниматься с ними, конечно, приходилось дополнительно.

В школе 75 запомнилось, как играли в «Зарницу». Первые годы моей собственной учёбы в школе совпали с годами Великой Отечественной войны. Военное дело нам преподавала женщина-военрук, очень строгая, она сердилась, если команды выполнялись неправильно или нечётко. Уже в 4 классе я прекрасно знала все команды и в 10 лет умела быстро и чётко разбирать и собирать автомат. Нас готовили к военным действиям и спрашивали знание этих навыков очень строго. Поэтому я сама, уже работая в школе, могла лучше любого солдата подготовить своих ребят к военной игре «Зарница». В мирное время мы не просто играли в войну, а играли очень серьёзно. Мои пятиклассники знали все команды, я помню, с каким серьёзным видом они шли строем по улице Юбилейной, как старательно ползали в снегу.

В то время в детях было много душевности, доверия к учителю. Походы на природу ранней весной, зимой или осенью, посещение музеев, просмотр фильмов – всё было интересно, и наше личное время отдавалось не своим, родным, а чужим детям. Понятно, классный руководитель для ребят в школе – это мать, которая отвечает за их воспитание, учёбу, поведение и даже здоровье, помогает

не только с уроками, но и с решением личных проблем, разрешает конфликты. Эта работа требовала душевных сил и времени, но считалась нормой, никто даже в мыслях не допускал поднимать вопрос об оплате труда классного руководителя, да и чем можно измерить любовь и затраты сердца?!

Помню случаи, хотя довольно редкие, когда я, как классный руководитель, была обязана присутствовать на беседах с трудными ребятами в детской комнате милиции, а потом даже следила за жизнью этих подростков, которые больше порой доверяли мне, чем родителям.

Был такой случай со Славой, он жил с отчимом. Ребёнок рос сам по себе, учился плохо, пропускал уроки, поэтому мы пришли вместе с завучем к нему домой побеседовать с отчимом. Отчим выставил нас из квартиры и перед самым носом захлопнул дверь, не пустив даже подошедшего пасынка. Мальчик был весь мокрый, замёрзший (стояла поздняя осень), и мне пришлось взять парнишку домой ночевать. На следующий день, когда мать пришла за ним в школу, Слава сказал, что домой не пойдёт, а останется жить у Валентины Николаевны, т.е. у меня. После этого случая в семье к нему стали относиться лучше. Прошло время, родители всё осознали.

Мама ещё одного моего ученика работала уборщицей в магазине, жили бедно, мальчик учился плохо. Я стала приводить его заниматься дополнительно домой, подкармливала, хотя у самой был третий маленький ребёнок. Парень подтянулся, закончил школу.

Конечно, не обходилось и без печальных моментов. Петя, подросток, которого мы собирались отругать за плохую учёбу в присутствии родителей и двух учителей, убежал из школы. Были первые морозы, и мы искали его до 1 часу ночи, а потом до 3 часов ночи сидели, пили чай и плакали от счастья, что Петя нашёлся живой и невредимый, что все мы вместе.

Уроки литературы, классные «Огоньки», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны воспитывали в детях самое главное: то, что, кроме политических событий,

страшных войн, есть родной дом, родной и любимый город, зелёный лес, раздольное поле, есть близкие – папа и мама, есть красота осеннего листа и падающих снежинок, тайны звёздного неба, любимые улицы города и юношеская любовь. И есть профессия – УЧИТЕЛЬ, которой я верна навеки. Нет в мире профессии лучше!»

Валентина ВОЛКОВА.

Эти воспоминания записаны мною со слов моей мамы, я – старшая дочь Валентины Николаевны. Я позволю себе немного дополнить её рассказ своими впечатлениями. Хочу рассказать, как моя мама относилась к работе. У неё был номер моего рабочего телефона, но она никогда мне не звонила. На мой вопрос «почему», отвечала: «Я не могу отвлекать тебя. Работа – это ведь как урок. Для меня полное внимание свято. Вот придёшь домой – поговорим».

С большой теплотой мама вспоминает о своих коллегах: Н.Н.Юровой, Г.И.Кирилловой, М.Г.Кириллове, С.А.Щукине, Н.П.Шохиной, Н.Н.Любиной, В.А.Дряхлёнкове, Н.П.Ларионовой, Л.И.Балабановой, со многими из них до сих пор не потеряла связи.

У мамы трое детей: две дочери и сын, три внучки и три внука, и уже есть одна правнучка. Внучка Катя после окончания Пермского педагогического института работает в той самой, родной школе № 75 преподавателем географии, где столько лет проработала бабушка. Вторая внучка Ксения закончила уже институт и тоже работает преподавателем в школе.

В 1962 году мама была награждена знаком «Отличник народного просвещения». Она учила детей полвека. Учила доброму и светлому, помогала полюбить наш богатый русский язык и нашу замечательную русскую литературу.

Татьяна БОБКОВА.

Предыдущая статьяСодействие трудоустройству инвалидов
Следующая статьяВозвращение ледяных скульптур