На Урале «бум» мошенничеств с переводом пенсии в НПФ.
В этом году появился ещё один способ.

В 2017 году произошло резкое увеличение, по сравнению с прошлым годом, обращений граждан в Центральный банк РФ в связи с переводом накопительной части пенсии в различные негосударственные фонды (НПФ). Процедура перевода пенсии из одного пенсионного фонда в другой максимально регламентирована. Во-первых, между гражданином и НПФ должен быть заключён прямой договор об обязательном пенсионном страховании, заявление об этом направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) не позднее 31 декабря текущего года.

Подать заявление можно тремя способами: лично в территориальный орган ПФР; через МФЦ или в форме электронного документа. Закон декларирует личное присутствие гражданина при подаче заявления и проверку его подлинности, однако на практике возникают случаи, когда от имени граждан неустановленные лица подают подложные заявления о переходе.

Известно о нескольких сценариях, которые чаще всего используются для совершения мошеннических действий:

  • распространяют заведомо ложную информацию, например, ссылаются на изменившееся законодательство или утверждают, что переход в НПФ «обязателен» для всех граждан;
  • убеждают в сохранности средств именно в НПФ, представителями которого являются агенты, или делают заявления о будущем доходе НПФ, полученном от инвестирования средств пенсионных накоплений;
  • распространяют вводящую в заблуждение информацию о фондах-конкурентах.
Р. Базаров «Глазок»

Чаще всего агенты фондов являются сотрудниками страховых и кредитных организаций, входящих с фондом в одну группу компаний. Тогда под предлогом получения льготных условий при оформлении страховых и банковских услуг (в том числе, замене банковских карт) предлагают перевод накоплений за льготные проценты или в рамках предоставления услуги дополнительно включают договор о переводе пенсии в НПФ в пакет документов, чтобы клиент незаметно подписал его в числе прочих документов.

Бывает, что при устройстве на работу работодатели вынуждают будущего работника подписать договор пенсионного страхования в конкретный НПФ: отделы кадров на предприятиях при отказе в переводе накоплений отказывают в приёме на работу; кадровые агентства обещают трудоустройство или хорошую вакансию при оформлении договора.

Новинка текущего года – холодный обзвон. Граждан вводят в заблуждение сообщениями о том, что недавно они стали клиентами какого-либо «НПФ». Как правило, агент уже имеет информацию о номере СНИЛС и других персональных данных застрахованного лица и человеку предлагается лишь подтвердить, что услуга интересна. Такой звонок может означать, что агент уже написал заявление от вашего имени.

ЧТО ВСЁ ЭТО ОЗНАЧАЕТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

Будьте внимательны!

  1. Представители ПФР не ходят по домам, и открывать двери незнакомым людям, показывать им свои документы – неразумно.
  2. Если вас просят сообщить номер СНИЛС по телефону или звонят, чтобы подтвердить информацию, высланную на личный номер, лучше уточнить цель отправления данного сообщения, так как оно может являться кодом подтверждения перехода в НПФ.
  3. Внимательно читайте всё, что подписываете. Всегда.
  4. Отслеживать информацию о действующем страховщике по обязательному пенсионному страхованию можно на портале государственных услуг Российской Федерации в разделе «Пенсионные накопления».

Заявления о переводе части пенсии в НПФ Пенсионный фонд России рассматривает лишь в первом квартале следующего года.

Если гражданин никаких заявлений не писал, но получил сигнал о том, что такое обращение есть, необходимо зафиксировать этот факт и направить в НПФ претензию в письменном виде. В случае если гражданина действительно перевели в НПФ, который он не выбирал, можно обратиться в суд, указав в исковом заявлении в качестве ответчика негосударственный фонд, а в качестве третьего лица – ПФР. По данным вопросам сформирована положительная судебная практика.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here