5 и 6 августа в нашем городе работала группа авторов проекта «10 песен атомных городов», реализуемого в рамках программы «Территория культуры Росатома» Госкорпорации «Росатом».

Руководил музыкальным десантом идейный вдохновитель проекта, музыкант, композитор, аранжировщик, мультиинструменталист и продюсер Тимур Ведерников.

Песни о главном

Мой первый вопрос Тимуру Владимировичу буквально вертелся на языке: «Почему вы берёте такие давние, по мнению многих, устаревшие песни? Неужели не написано новых, столь же популярных?

– Назовите, – живо вскинулся он. – Но только, чтобы ложились в «атомный» проект: популярную, добрую, жизнеутверждающую и объединяющую песню.

Я задумалась. Люблю, например, песни Лепса, Меладзе…

– Ага, «рюмку водки на столе» и «я уеду в Лондон»? Это Вы хотите вставить в проект? – спрашивает, одновременно возражая, а в глазах искорки улыбки и ожидания.

– Во-о-о-т. Затрудняетесь. А всё потому, что песня должна быть о главном: о любви, надежде, счастье, красоте мира, о лучших проявлениях человеческой души. Как «Мама», «100 друзей», «Этот мир придуман не нами», «Непогода», «Лизавета», «Главное, ребята, сердцем не стареть!», «А знаешь, всё ещё будет», «Ветер перемен» (из предыдущего проекта). Как «последняя поэма» Алексея Рыбникова, «Аллилуя» из «Юноны и авось», песни из «Бременских музыкантов» (это уже из нового проекта).

Как ещё много-много замечательных произведений советских и российских композиторов и поэтов, исполненных прекрасными певцами: Львом Лещенко, Аллой Пугачёвой, Иосифом Кобзоном…

Сейчас песни совсем другие и о другом. Много хороших и песен, и исполнителей, но все они на равных, ничем не выбиваются и так фундаментально не ложатся на сердце, а стало быть – в наш проект. И это ведь не только я решил, все предложения поступили к нам от жителей России самых разных возрастов, музыкальных предпочтений и социальной принадлежности. Мы просто прислушиваемся в своём проекте к мнению народа. А задача – глобальная: хотим найти и показать новые таланты, хотим, чтобы о «Росатоме» узнали не только как о техногенном кластере, но и как о содружестве людей творческих, жизнерадостных, умеющих и работать, и любить, и дружить, и … петь.

Новые города и новые имена

Как пояснила Валерия Олейник, пресс-секретарь управления по работе с регионами Госкорпорации «Росатом»:

– Этот масштабный народный музыкальный проект родился, как подарок атомных городов на десятилетие Госкорпорации «Росатом» в 2017 году. Продолжения не подразумевалось. Но пришло столько откликов и сообщений от людей в соцсетях, столько восторженных отзывов, что генеральный директор Госкорпорации Алексей Лихачёв поддержал идею продолжения проекта.

В первом сезоне в нём участвовали 17 «атомных» городов плюс Москва. В нынешнем году добавились ещё четыре атомных города: Димитровград, Глазов, Ковров, Обнинск. Кстати, города как специфичны, так и похожи во всём: в архитектуре, в местном жизненном укладе. После девяти вечера они пустеют, жизнь словно замирает. Лесной же поразил нас вечерней активностью, которую привносит большое количество молодёжи. Люди отдыхают, тусуются, слышны музыка, смех.

Стартовали мы нынче 12 июня. Сначала был Саров, потом Полярные Зори. Там состоялись концерты ко дню рождения города. Потом – Глазов и Димитровград. Железногорск и Зеленогорск, Обнинск. Ваш – восьмой город в вояже. Далее – Новоуральск, Заречный, Снежинск, Озёрск, Трёхгорный. Съёмки будут идти до конца сентября. И дальше – Ковров, Нововоронеж, Заречный, Курчатов… Первый клип появится в сети в ноябре.

Число участников из каждого города – от пяти до восьми человек. Участники возраста от 9 до 65 и 70 лет (есть и такие исполнители). В Лесном новички – Алеся Попова (вокал), Екатерина Низовкина (вокал, заменила нынче своего педагога, участницу прошлого проекта Ларису Бровкину) и Дамир Карагузин (курай), «старички»: Наталья Нефедова (флейта), Иван Нечкин (вокал), Володя Писковой (ксилофон, колокольчики, палочки) и преподаватель ДМШ Виктор Колесников (перкуссия).

Полижанр

Как же делается музыкальный клип? Как оказалось, работа невероятно трудоёмкая. В городах во время краткосрочных поездок ведётся накопление звуков и кадров. Сначала – запись в студии отобранных вокалистов, исполнителей, играющих на самых разных музыкальных (и не музыкальных, но, как выяснилось, издающих чудесные звуки) инструментах, желательна импровизация. Тут идёт долгая и скрупулёзная работа с Тимуром. Он порой берёт свою гитару, чтобы дать, как камертон, нужную тональность, задать ритм и мелодику отрывка. Записываются фрагменты музыкального произведения в нескольких партиях. И со стороны непосвящённому человеку всё это кажется какой-то какофонией, привычные уху ноты звучат не так. Но это лишь непосвящённому…

Потом кусочек микшируется, аранжируется, переносится на новую партитуру. Полученная запись переводится на магнитофон, и с ним едут «на пленер» записывать исполнителя уже на фоне известных и узнаваемых мест города. В готовом клипе исполнитель может показаться лишь на полторы-две секунды, но он будет представлен (подписан) и узнан земляками. Тайна о том, какие будут записываться песни, не раскрывается. Клип должен стать сюрпризом. Ну, а основная работа режиссёрам, теле- и звукооператорам группы, монтажёрам и самому Тимуру предстоит уже в московской студии.

Песни приобретают настолько новое звучание и стиль, что дух захватывает! Умело и с большим вкусом в клипе используется по нескольку стилей сразу: звучат «народники» и «академисты-классики», современный вокал, ритмы рэпа и рока, неожиданно логично ложатся звуки самобытных народных, а также просто немузыкальных инструментов. Песня вполне узнаваема, но подана по-другому, в совершенно новой стилистике. Например, «Куда уходит детство?» записывали с Алесей Поповой в стиле регги. И это было круто!

Музыка вместе

– Авторы не хотят открывать своих идей, но идей много. Всё необычно, неожиданно, – говорит Валерия. – Тимур ищет новых музыкантов, новые инструменты. Вчера, например, на записи был курай – башкирский народный инструмент, сегодня – шаманский бубен и деревянные палочки. В других городах ребята записывали звучание стеклянных бутылок, канализационных труб, кастрюль, железнодорожных рельс… И представьте, все эти звуки лягут в ролик, как легли чёткий музыкальный вихрь в исполнении ложкарей, как орган или колокольчики. А те музыкальные фрагменты, которые не вошли в прошлом году и не войдут сейчас в клипы, будут использованы в специальных дополнительных видео и выложены в сеть. Нам дорога каждая нота!

– Мне этот проект безумно нравится тем, что он гармоничен в своей эклектичности. Он позволяет собрать (вобрать в себя) разные жанры, разные манеры исполнения, разный исполнительский уровень, и чем разнообразнее составные части, тем интереснее и увлекательнее работать. И не пугает то, что планка теперь выше. Вот такая полистилистика. А называется этот жанр «Музыка вместе».

Творческая группа из «Росатома» (Тимур Ведерников, Леонид Розин (главный исполнительный директор), Дмитрий Бурлаков (режиссёр), монтажёры, операторы и ассистенты) пришла к выводу, что в города, где они побывали со съёмками, теперь можно будет приехать с концертами, с фирменной программой «10 песен атомных городов». В таком концерте, конечно, не участвуют все 400 с лишним человек, героев предыдущих роликов. Но собран достойный музбанд (в основном, кстати, из участников проекта). Они познакомят как можно больше людей со старыми песнями в совершенно новом звучании. В следующем году Лесной (как предполагает Т.Ведерников) войдёт в маршрутный лист концертного десанта.

– Нас ждут новые места съёмок, новые (иные, так скажем) песни, – сказал Тимур Владимирович. – А на следующий год мы планируем не только охватить бывшие советские республики, но и ввести в проект авторские песни о своих городах.

Авторы, пишите песни и присылайте на прослушивание! Ждём!

Фотоавтора
Предыдущая статьяБлиже к Дальнему, или Как физика может быть занимательной
Следующая статьяО замене пропусков

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя