…Так написал на своей странице в Facebook Александр Колбовский, кинокритик и журналист, член жюри театрального фестиваля «Первые».

Фестиваль, организованный в рамках проекта «Территория культуры Росатома» и ставший логическим продолжением Всероссийского творческого конкурса «Слава созидателям!», проходил 27-29 апреля в Заречном Пензенской области. Организаторам поступило 27 заявок, первичный отбор прошли 17 работ, для участия в финале были выбраны четыре спектакля: три – профессиональных театров из Озёрска, Северска и Заречного и спектакль «База № 9. Рассекречено» театра-студии «Арлекин» ЦДТ.

Три дня в Заречном оказались настолько неожиданными, полными уникальных событий, знакомств и общения с потрясающими людьми, что фестиваль стал одной из самых прекрасных и значимых страниц в истории студии.

«Первые» – фестиваль документальной драмы, то есть спектаклей на основе воспоминаний людей, чья жизнь связана со становлением «атомных» городов, интервью с ними, исторических источников. Каждый из представленных на конкурс спектаклей поставлен по оригинальному сценарию. При разности жанров (например, спектакль Северского музыкального театра – в жанре оперетты) поразило, как много общего в истории наших городов. Совпадали сценические коллизии, отдельные фразы, даже адреса: если на улице Сталина, 3 в Лесном было общежитие (гостиница «Севрюга»), то по такому же адресу в Северске – ЗАГС. Сильное впечатление произвёл спектакль «Сборная СССР» Озёрского театра драмы и комедии «Наш Дом», касающийся трагических сторон истории города.

Полуторачасовое обсуждение «Базы № 9» с жюри, в состав которого вошли театральный продюсер Елена Колыхалова, кинокритик и журналист Александр Колбовский, поэт и драматург Елена Исаева, актриса МХТ им. А.Чехова Светлана Колпакова, стало подробным разбором спектакля, чрезвычайно важным для нас. Не в первый раз «Арлекин» назвали театром профессиональным, хоть и любительским по статусу. И члены жюри, и участники фестиваля из других городов говорили о точных деталях, передающих реалии первых послевоенных лет и создающих образ эпохи, о драматургической смелости, юморе, живой энергетике спектакля, об отличных актёрских работах и внутренней свободе ребят.

Высоко оценила нашу работу драматург Елена ИСАЕВА: «Здесь можно говорить о новом жанре – исторической документальной драме. В «Базе № 9» – история страны. Потрясает, какой глубокий пласт вы поднимаете. Драматическая метафора вырастает из ребёнка (которого герои выносят в финале), и это трагедия планетарная: чтобы ребёнок родился и рос, нужно ядерное оружие. В экзистенциальном конфликте вы словно поднимаетесь над Россией, над миром и смотрите из Космоса. Это очень мощное высказывание…». А начальник Департамента культуры и искусства г. Сарова Е.Рогожникова предложила сделать профессиональную видеосъёмку спектакля, чтобы «Базу № 9» смогли увидеть во всех ЗАТО. Отклики продолжились и после фестиваля: «Будучи профессионалами, арлекинцы остаются детьми – искренними, непосредственными, чистыми. Мне очень не хватает интонации и искренности «Арлекина» в театральной Москве» (А.Колбовский). «Очень взрослые, профессиональные дети, мы потрясены» (Е.Колыхалова).

Замечательно, что программа фестиваля не ограничилась просмотром и обсуждением спектаклей. Настоящим сюрпризом стал показ трёх фильмов Международного фестиваля документального кино «АРТДОКФЕСТ-2017» (причём фильм «Стена» смотрели и обсуждали вместе с режиссёром Дмитрием Боголюбовым). Неподдельный интерес у всех вызвала презентация историком Владимиром Кладовым музейной экспозиции «Возвращение в Селиксу» в рамках панельной дискуссии «Метаморфозы памяти», затрагивающей сложные, неоднозначные вопросы истории страны. Очень понравились экскурсии в Музейно-выставочном центре и музее ядерного оружия ПО «Старт».

Захватывающей была образовательная программа фестиваля: мастер-класс С.Колпаковой «Знакомство с профессией», мастер-класс Е.Исаевой «Вербатим как инструмент создания пьесы». А на творческой лаборатории «Конструируя прошлое», посвящённой расшифровке «спрятанных» смыслов артефактов, идеям арлекинцев взрослые, в том числе и руководители музея, аплодировали с сопутствующим «Браво!». И нам катастрофически не хватало времени, чтобы поздним вечером в гостинице обсудить прошедший день и обменяться впечатлениями. Смыслообразующая составляющая фестиваля оказалась настолько серьёзной и глубокой, что для многих главным результатом стал новый взгляд на родной город, на историю атомной отрасли и страны в целом. Пожалуй, точнее всего общее ощущение выразил Ваня Проскурин: «Если раньше я смотрел через дверную щель, то сейчас дверь открыта нараспашку».

От души благодарим «Территорию культуры Росатома» за уникальный опыт, радость общения и открытий, возможность получить оценку нашей работы от профессионалов, само знакомство с которыми становится для детей важным жизненным ориентиром. Ни один фестиваль не дал мне столько, сколько этот.

Большое спасибо Ю.САДНОВУ, О.ПРОСКУРИНОЙ, И.ЧАРИКОВОЙ за помощь в организации поездки! Спасибо всем, кто переживал и поддерживал!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности персональных данных

Пожалуйста введите ваше имя