Есть малыши, которые не плачут, когда падают, дети, которые не жалуются, если их обижают. Они не только молчат при несправедливых обвинениях, но даже наказания выдерживают стоически. Терпеливые, снисходительные и неуязвимые – они что, супергерои?

Порог чувствительности к боли у всех людей разный даже в одном и том же возрасте: один ребёнок плачет, а для второго аналогичное воздействие кажется совсем незначительным. Касается это боли не только физической, но и психологической. Обиды, гнев и недовольство окружающих – мы все это воспринимаем по-разному.

В раннем детстве такие дети плачут так же, как и все, но в возрасте трёх-четырех лет что-то меняется. Они становятся более сдержанными по сравнению со сверстниками, реагируют на обстоятельства не столь непосредственно. Но совсем не потому, что испытывают меньшую боль. Просто они раньше начинают следить за своими эмоциями и работать с ними. Конечно, делается это не волевым усилием и не намеренно – просто такова особенность нервной системы и формирующегося характера. В то время, когда большинство ребятишек их возраста в ответ на боль плачут, эти реагируют примерно так: «Больно, но можно потерпеть».

Нет реактивной выраженности эмоций – ребёнок переживает их внутри себя. И чем старше он становится, тем более заметно проявляется это качество. Порой кажется, что нет вообще ничего, что могло бы вывести его из себя или расстроить. Поэтому часто взрослые бывают даже не в курсе детских переживаний. Он, воспринимая это как норму, становится ещё более сдержанным, и в результате к старшему возрасту отвыкает от внешних проявлений чувств, сосредотачивая эмоциональную жизнь внутри. Конечно, это влечёт за собой проблемы в общении, а иногда становится непосильным грузом. Невротические расстройства и психосоматические заболевания чаще возникают именно у тех, кто не любит плакать и жаловаться. Но проблема как раз в том и состоит, что научить детей подобного склада этому бывает сложно. Следует, отслеживая переживания (а их всё-таки можно заметить: ребёнок становится задумчивым, сосредоточенным, грустным), побольше о них говорить.

Давайте свою оценку ситуации, подчёркивайте, что понимаете её сложность, ободряйте и поддерживайте: «Ты сдержался и не заплакал! А ведь, наверное, тебе было трудно?» Хвалите за умение держать себя в руках, но не очень активно, иначе никакой другой вариант поведения ребёнок в дальнейшем даже рассматривать не будет. Расскажите, что сами вы в таких ситуациях в его возрасте часто расстраивались и даже плакали, вспомните или придумайте какой-нибудь пример. Это будет «прививкой» против формирования эмоционального панциря. Ребёнок начнёт понимать, что выражать любые чувства – это абсолютно нормально.

Ребёнок, который не плачет, воспринимается взрослыми – и родителями, и посторонними людьми – как достижение: «Какой уравновешенный и спокойный!» Детскую сдержанность мы, как правило, считаем своей большой заслугой. А всё потому, что неплачущие дети делают нашу жизнь спокойнее. Но малыши должны плакать и жаловаться. Мы же обязаны их жалеть, помогать, ободрять и поддерживать.

Подготовлено по материалам сети Интернет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности персональных данных

Пожалуйста введите ваше имя