6 ноября 1982 года, в канун 65-летней годовщины Октябрьской революции, из чукотского посёлка Уэлен, самой северо-восточной точки Евразии, в путь, длиною 10 000 км, вдоль побережья Северного Ледовитого океана отправилась группа отважных путешественников.

Эта экспедиция, посвящённая 60-летию образования СССР, стала одной из самых масштабных и трудных в советской истории освоения Арктики. Называлась она «Полярная экспедиция газеты «Советская Россия», продлилась 8 месяцев, три из которых путешественники прошли в условиях полярной ночи, и завершилась в Мурманске 6 июля 1983 года.

В основном составе экспедиции было шесть человек: руководитель Сергей Соловьев и радист Владимир Карпов – жители Свердловска-45, корреспондент и кинооператор Юрий Борисихин, врач Владимир Рыбин, штурман Павел Смолин – свердловчане, каюр Филипп Ардеев – житель Архангельской области.

Кроме основного состава были подготовлены два вспомогательных отряда дублёров по три человека в каждом. На маршруте были организованы базовые лагеря в Уэлене, Чокурдахе, Хатанге, Амдерме и Мурманске, они поддерживали радиосвязь с основным отрядом и обеспечивали его продовольствием и снаряжением.

Полярэкс 1983г. — аэродром совхоз Таёжный фото Федоровского

В подготовке экспедиции (а началась она ещё в 1972 году) активное участие принимал почётный полярник, руководитель экспедиции «Северный полюс – 1», дважды Герой Советского Союза И.Папанин. Как руководитель оргкомитета он поставил задачу: «Мы просто обязаны терпеливым, мужественным и хозяйским взглядом окинуть побережье. Это ведь северный порог нашего дома».

Путешественники весь путь проделали на собачьих упряжках. Сначала на нартах, одни из которых – титановые – были спроектированы и изготовлены на комбинате «Электрохимприбор». Нарты оказались достаточно лёгкими и самыми прочными. А вот колёсные тележки, тоже изготовленные на «ЭХП», на которых путешественники передвигались в конце маршрута в условиях приполярной весны, показали себя не с лучшей стороны – тележки оказались очень тяжёлыми, неповоротливыми и сильно вязли в топком грунте весенней тундры. Кстати, одна из колёсных тележек сейчас хранится в фондах музейно-выставочного комплекса Лесного. Водные преграды преодолевались путешественниками на надувной лодке, а Белое море они пересекли на картографическом судне.

Погодные условия во время всей экспедиции были тяжёлыми: снег, сильнейший ветер, сбивающий с ног, температура воздуха до минус 50, а позже добавилась и полярная ночь. При продвижении по Чукотке в самом начале полярникам приходилось по очереди топтать лыжню в снегу по пояс глубиной, следом шли собаки. Собак меняли несколько раз, а в декабре, через полтора месяца после выхода, сменили полозья у нарт с металлических на деревянные. Вначале экспедиция за день проходила лишь по десять километров вместо запланированных сорока, но потом, когда приноровились, пообвыкли, стала проходить и по 80 км.

На всём многокилометровом пути были организованы склады с запасами продуктов и снаряжения. Первоначально на каждые нарты было погружено почти по 250 килограммов, но уже на первом этапе маршрута участники экспедиции отказались от части продуктов, некоторого оборудования и вещей, их оставили на одной из стоянок. Перестали ставить палатку и спали прямо на снегу, а со временем отказались и от разведения огня, по примеру северных народов питались тем кормом, что взяли для собак – китовым и моржовым мясом, рыбой, нерпичьим жиром.

Полярэкс 1983г. — аэродром совхоз Таёжный фото Федоровского

Основной научной целью экспедиции стали медико-биологические исследования изменения состояния человеческого организма в условиях длительного высочайшего нервного и физического напряжения. Также проводились геомагнитные измерения – составление карты геомагнитного поля и проверка стабильной радиосвязи в условиях Крайнего Севера.

6 июля 1983 года полярная экспедиция газеты «Советская Россия» торжественно завершилась в Мурманске. А 21 июля тысячи жителей Свердловска вышли приветствовать вернувшихся домой участников экспедиции. Полярники проехали на собачьих упряжках по проспекту Ленина – главной улице города.

Ещё через пару дней их с почётом принимали на аэродроме (тогда он располагался в посёлке Таёжный) города Свердловск-45. Были организованы торжественные встречи с жителями города в Доме культуры «Современник» и на городском стадионе «Труд».

Полярэкс. Свердловск-45, стадион Факел, 1983г. фото Федоровского

Весь мир следил за продвижением отважных путешественников. Ещё долго после окончания экспедиции приходили письма в адрес коллективной радиостанции Уральского политехнического института, которая держала радиосвязь с маршрутной и базовыми группами, от радиолюбителей, поймавших сигнал радиста Владимира Карпова. Но об этом – в другой раз.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here