Ещё вчера дочь была милым ребёнком и у вас не было с ней никаких проблем. Сегодня же вы с ужасом заметили, что она вытерла рот рукавом, не поделилась с младшим братом игрушками, а каждое предложение пытается «украсить» каким-нибудь ругательством. Хотите вы этого или нет, но рано или поздно ваш малыш обязательно услышит от кого-нибудь бранные слова, даже если вы старательно оберегаете его от этого. Дети проявляют большой интерес к новым словам и стремятся сразу же употребить их в речи.

Ребёнок младше трёх лет грубит неосознанно, это просто речевое подражание – понравилось звучное слово. Самая правильная реакция в этом случае – сделать вид, что вы не расслышали. Малыш очень быстро забудет новое слово, которое осталось без внимания взрослых, конечно же, при условии, что не будет слышать его систематически от близких людей.

Дети от трёх до шести уже способны ругаться осознанно, с определённой целью. Полностью оградить от «запретных» слов не удастся. Ребёнок всё равно услышит их: на улице или в автобусе, почерпнёт из взрослого кинофильма или из разговора с более «просвещёнными» сверстниками. А вот закрепятся ли эти слова в лексиконе малыша, полностью зависит от реакции родителей.

В любом случае нельзя:

  • шлепать малыша по губам, мыть губы с мылом и т.п. – это верный путь к заниженной самооценке и ночным кошмарам;
  • со смехом рассказывать подругам при ребёнке, как малыш ответил соседке непечатным выражением – он наверняка захочет повеселить маму снова, что бы вы ему ни говорили;
  • наказывать отпрыска за грубые слова, если вы сами их употребляете, мол, эти слова не для детей. Ребёнок поймёт вас превратно: если взрослым ругаться можно, значит, чтобы поскорее вырасти, надо что? Правильно – ругаться чаще и громче!

Причины того, что ребёнок ругается. И что делать?

ПРИЧИНА 1 – хочет привлечь внимание родителей.
ЧТО ДЕЛАТЬ: держать эмоции под контролем, даже если малыш поставил вас в неловкое положение при посторонних. Лучший способ – извиниться за него. Строго, но спокойно, объясните ребёнку, что это слово нехорошее, употреблять его стыдно и вам неприятно находиться рядом с людьми, которые ругаются.

ПРИЧИНА 2 – не умеет/не может выразить негативные эмоции.
ЧТО ДЕЛАТЬ: научите малыша выражать сильные эмоции другими, приличными словами («ух, как я злюсь!», «мне так обидно!»).

ПРИЧИНА 3 – пытается привлечь внимание сверстников, показаться «большим», а заодно и напугать возможного обидчика.
ЧТО ДЕЛАТЬ: объясните, что грубые слова – не признак силы, а плохая, постыдная привычка (вроде ковыряния в носу). Расскажите сказку про мальчика, у которого от плохих слов стало неприятно пахнуть изо рта. Или историю про девочку, у которой от ругани изо рта посыпались лягушки. Спросите ребёнка, приятно ли ему было бы дружить с такими детьми. И самое главное – помогите малышу подружиться со сверстниками.

ПРИЧИНА 4 – подражает героям современных детских книг или мультиков.
ЧТО ДЕЛАТЬ: не пытайтесь «разлучить» карапуза с полюбившимися героями. Это вызовет бурю протеста. Лучше вместе посмейтесь над таким персонажем, представьте, как нелепо он выглядел бы в детском саду или на утреннике. Наверняка малыш не захочет выглядеть так же.

ПРИЧИНА 5 – не понимает, что это слово обидное.
ЧТО ДЕЛАТЬ: расскажите ребёнку, что на свете есть слова-спасители, приносящие покой и радость, и есть слова-разбойники, которые обижают человека, вызывают боль. Если кто-то бранится в присутствии вашего ребёнка, объясните малышу, что этот человек плохо воспитан и вряд ли люди поддерживают с ним отношения. Не отмахивайтесь от ребёнка, если он просит объяснить значение неприличного слова. В этом случае не надо выяснять, где он его слышал и кто так говорит. Доброжелательно, но твёрдо объясните значение.

Игра НОВОЯЗ И ПЕРЕВЁРТЫШИ

Примерно к 4,5-5 годам дошкольник обзаводится первым устойчивым кругом друзей, а значит, с большой вероятностью, и сленгом. Обязательно скажите ребёнку, как вы относитесь к таким словам. Но не давите: дошкольнику очень не хочется выглядеть белой вороной в своей первой компании. Лучше предложите детям игры, в которых нужно изобретать свой, тайный язык – он увлечёт их и вытеснит сленг. Отличный пример – секретный язык Калле-сыщика, героя Астрид Линдгрен. Калле с друзьями прибавляли перед каждым слогом «фер». Ещё одна находка – «перевёртыши» из сказки В.Губарева «Королевство кривых зеркал». Помните: Йагупоп (попугай), Анидаг (гадина)? Такие игры не только победят детский жаргон, но и разовьют интеллект, чувство языка (интуитивную грамотность), а заодно вызовут интерес к перечисленным книжкам.

Газета «Вестник» в Telegram 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here