ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности. Ключевое слово: «обязательное». Именно этим злоумышленники научились оперировать. От мошеннических действий страдают не только честные автовладельцы.

Электронный полис (е-ОСАГО)
Директор департамента страхового рынка Центробанка Игорь Жук в интервью «Российской газете» заявил, что была выявлена схема попыток автовладельцев сэкономить при покупке е-ОСАГО с помощью махинаций с местом жительства.

По его словам, многие покупатели при оформлении электронного полиса указывали субъект Федерации с более низким коэффициентом территории, нежели тот, где фактически находится автомобиль. От этого зависит итоговая стоимость полиса. К сожалению, при оформлении «автогражданки» через интернет страховщики не имеют возможности проверить правильность указания места проживания. Но! Сэкономивший на мошенничестве автовладелец рискует пострадать при наступлении страхового случая, поскольку из-за занижения страховой премии с него, по закону, могут взыскать сумму ущерба, возмещённую пострадавшему в ДТП.

Поддельные бланки
С появлением обязательной «автогражданки» возникли и те, кто захотел заработать на ОСАГО в обход закона. В России участились случаи продажи поддельных полисов ОСАГО, в том числе – и в Лесном. Мошенники предлагают неоправданно низкие страховые тарифы и успешно продают поддельные бланки через подставные сайты.

Стоимость полиса ОСАГО утверждена на законодательном уровне и не должна отличаться в страховых компаниях одного региона ни на копейку. Однако автовладельцы, стремясь приобрести страховые полисы по возможно низкой стоимости, нередко соблазняются на предложения посредников, обещающих значительные скидки. Откуда берутся фальшивые бланки? Они «теряются» в страховых компаниях (действующих или при отзыве лицензий).

Страховщики забили тревогу, когда в центры урегулирования убытков стали обращаться клиенты, предъявляющие полисы с поддельными печатями. Оказалось, что на чистые бланки мошенники ставили поддельные печати крупных страховых компаний. Разумеется, действовать поддельный полис будет до первого страхового случая или внимательной проверки сотрудников ГИБДД.

Что делать владельцу фальшивки?
Если вам удалось обнаружить подлог до наступления страхового случая, лучше приобрести другой полис. С фиктивным документом следует обратиться в полицию для возбуждения уголовного дела. По окончании следствия и последующего судебного разбирательства можно надеяться на возмещение продавцом (если таковой будет найден) стоимости полиса, признанного поддельным.

Если во время ДТП вы окажетесь виновником, а страховщик согласится выплатить пострадавшему сумму ущерба, то обязательно выставит вам регресс на полную сумму страховой выплаты.

Если подделка раскроется во время проверки на дороге, то, во-первых, вас лишат права использовать ТС; во-вторых, привлекут к уголовной или административной ответственности (ст. 327 УК РФ «Подделка»); в-третьих, обяжут выплатить штраф до 80 тысяч рублей.

Что делать пострадавшему?
Если в ваш автомобиль въехал владелец фальшивого полиса ОСАГО (к слову, в Лесном уже есть несколько таких пострадавших), можно только посочувствовать. Ущерб от действий держателя такой бумаги никто не компенсирует. Поэтому судиться с ним автовладельцу придётся самостоятельно.

Порядок действий следующий: подаёте заявление в РСА с требованием выявить подлинность полиса; на основании официального ответа выдвигаете досудебные претензии виновнику ДТП о компенсации ущерба; в случае отказа подаёте в суд иск с требованием возместить ущерб, затраты на юриста, сумму судебных издержек; пишете заявление в полицию с приложением ответа из РСА о мошенничестве.

«Автоюристы» спешат на помощь!
Мошенники-автоюристы делают ставку на то, что человек, попавший даже в незначительное ДТП, находится в состоянии аффекта. Злоумышленники пользуются этим, чтобы получить от водителей подпись на необходимых документах и стать посредниками в общении со страховщиками. При этом они предлагают переуступить им права требования или оформить на них доверенность с правом получения всех выплат по страховому случаю. После этого посредник подаёт иск в суд. Выиграв процесс, мошенники получают выплаты, которые не доходят до водителей. В то же время попавшие в ДТП платят налоги за получение страховой выплаты.

Также автоюристы-мошенники часто берут с водителей расписки о том, что те не имеют претензий. В случае если попавший в ДТП захочет в суде вернуть положенную ему страховую выплату, мошенник сможет предъявить расписку. У некоторых автоюристов-мошенников имеются поддельные доверенности. В результате злоумышленник берёт задаток, затем затягивает судебное разбирательство, вынуждая жертву оплачивать всё новые расходы, а в итоге – проигрывает дело.

Масштабный перерасчёт стоимости ОСАГО
Портал «Автовести» сообщил, что российских автомобилистов ждут изменения при расчёте стоимости «автогражданки». Регулятор планирует пересмотреть коэффициенты ОСАГО таким образом, чтобы опытные и беспроблемные водители платили меньше, а высокорисковые, наоборот, – по «полной катушке». Банк России собирается изменить методику расчёта стоимости полисов ОСАГО. Новая схема присвоения коэффициентов направлена «на более справедливое распределение рисков между водителями».

Базовые тарифы в ведомстве решили сохранить, но при этом пересчитать коэффициенты. Для начала предлагается изменить коэффициент количества лиц, допущенных к управлению ТС, – поднять с 1,8 до 2,7, в результате чего примерно на 50% повысится стоимость полиса ОСАГО для неограниченного круга водителей – так называемого «мультидрайва».

Параллельно Банк России скорректировал коэффициент стажа и возраста водителя. В частности, регулятор предлагает разделить автомобилистов на семь возрастных групп, вместо нынешних четырёх. Больше всех финансово пострадает категория водителей в возрасте от 22 до 29 лет со стажем управления от 3 до 6 лет – для них коэффициент вырастёт почти в два раза. А вот опытные и безаварийные водители, наоборот, смогут существенно сэкономить – скидки для такой категории составят до 34%. Сейчас скидка в размере 5% предоставляется лишь за безаварийность, а по предлагаемой ЦБ методике она будет суммироваться с новыми дисконтами.

Вдобавок коэффициент аварийности «бонус-малус» (КБМ) предложено определять не на дату заключения договора ОСАГО, а на 1 января каждого года, что упразднит возможность присвоения нескольких КБМ одному водителю, вписанному в несколько полисов.

Натуральное возмещение ОСАГО
Решить проблему с махинациями по «автогражданке» должен помочь закон о натуральном возмещении по ОСАГО, принятый 28 апреля.

По словам президента Российского союза автостраховщиков и Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, рост доли выплат мошенникам в ОСАГО связан с тем, что на рынке орудуют уже не просто мошенники-одиночки, а целые организованные преступные группы.

Сама по себе идея перехода на натуральное возмещение вполне здравая. Ведь главная задача пострадавшего в ДТП – починить машину. В этом и есть смысл закона об ОСАГО – гарантированное возмещение ущерба.

Страхователю при ДТП следует помнить о том, что нужно обращаться к своему страховщику, а не к услугам посредников. Именно это действие в дальнейшем обезопасит автовладельца. Но и тут есть свои тонкости, которыми вполне могут воспользоваться мошенники. Из-за жёстких требований к станциям техобслуживания, прописанных в законе, в рамках ОСАГО этот ресурс будет задействован лишь на 20-30%:

  • автосервис не должен быть дальше 50 км от места ДТП или места жительства автовладельца;
  • автомобили в возрасте до двух лет подлежат ремонту на СТО официальных дилеров;
  • обязанность оплатить транспортировку автомобиля до места ремонта возлагается на страховщика;
  • при ремонте допускается использовать только новые запчасти.

Для крупных городов это вполне приемлемо, но для небольших, как Лесной, например, – целая проблема.

В итоге вопросов больше, чем ответов. Чтобы избежать мошеннических действий «автоюристов» или волокиты с натуральным возмещением ОСАГО, существуют и другие виды страхования, например, КАСКО.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here